Сюжеты

АГИТАТОР НА ФАБРИКЕ ОБРАЗОВ

Этот материал вышел в № 69 от 18 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Дуглас Рашкофф. МЕДИА ВИРУС! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. — М.: Ультра. Культура, 2003. — 368 С. Американский культуролог выпустил эту монографию в 1994-м. Если Наполеон именовал прессу шестой державой, то...


Дуглас Рашкофф. МЕДИА ВИРУС! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. — М.: Ультра. Культура, 2003. — 368 С.
       
       Американский культуролог выпустил эту монографию в 1994-м. Если Наполеон именовал прессу шестой державой, то исследователь конца XX века идет много дальше. «Инфосфера», которую он препарирует, — уже не держава, но оболочка земли. И именно она формирует социальный климат. А сама воздействию единичной воли уже не поддается. Рашкофф пытается наметить закономерности взаимодействия: медиа — человек — нация. Материал — СМИ Америки. Но выводы общезначимы.
       «Со времен окончания Второй мировой войны предназначением медиа было возбуждать в зрителях жажду новых товаров. К началу 1950-х мир по ту сторону телеэкрана стал фантастической выставкой автомобилей, бытовых электроприборов, стилей жизни и социальных установок… К 60-м медиа стали целым миром, живущим по собственным законам. Дети вырастали, проводя в мире медиа подчас больше времени, чем в мире реальном. Инфосфера стала нашей новой окружающей средой».
       К началу 1990-х было окончательно осознано: при столь плотном взаимодействии человека с медиа нет особой необходимости рекламировать конкретный товар. Медиа сами стали важнейшим и доходнейшим товаром мирового рынка. Медиа сделали политиков шоуменами, а «главным богатством» — прайм-тайм. Медиа породили слой людей, «существующих только в те минуты, когда их показывают по телевизору». Они строили иерархию событий. И тем самым создавали картину мира.
       Любительская видеозапись избиения чернокожего Родни Кинга белыми полицейскими, будучи многократно размножена и откомментирована СМИ, становится катализатором массовых беспорядков. 60% общества были настроены против постулатов политики Рейгана, но об этом не говорили по ТВ, и каждый из разобщенных скептиков чувствовал себя частью ничтожного меньшинства.
       Идеи, «запускаемые» СМИ в массовое сознание и способные изменить судьбы общества, Рашкофф именует интеллектуальными вирусами. Он препарирует полицейские сериалы, фиолетовых монстров детского TV, политику MTV в расовом вопросе, «семейно-производственные» телефильмы как зеркало и катализатор феминизма.
       Россия быстро прошла догоняющий путь развития. Наше население вгоняют в лихорадку те же медиавирусы и другие, выращенные на питательном бульоне из местного сырья. Но общая закономерность работает: существуют та жизнь и те проблемы, которые показаны по телевизору. Общественное мнение — побочный продукт «информационного продукта», всегда запрограммированный и всегда мутирующий в излучении ТВ.
       Книга Рашкоффа похожа на острый, отрезвляющий сквознячок.
       Впрочем, тянет и веет все из той же инфосферы.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera