Сюжеты

ОПЕРАЦИЯ «Ё»

Этот материал вышел в № 69 от 18 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Кривая приемлемости мата в России В конце мая этого года группа «Ленинград» выступала в Лондоне на крупном пафосном фестивале восточноевропейской культуры в крупнейшем пафоснейшем центре Барбикан (честно говоря, это я, мальчиш-плохиш, их...


Кривая приемлемости мата в России
       

     
       В конце мая этого года группа «Ленинград» выступала в Лондоне на крупном пафосном фестивале восточноевропейской культуры в крупнейшем пафоснейшем центре Барбикан (честно говоря, это я, мальчиш-плохиш, их туда пристроил, перекрыв дорогу всяким бардам и фольклорникам). Короче, там был такой эпизод. Публики битком, тысячи две, почти все русские (студенты, няни, проститутки, семьи олигархов). Банда наяривает, все вопят в экстазе, и в какой-то момент Шнуров выходит на авансцену, делает знак музыкантам, чтобы играли потише, жестами заставляет замолкнуть публику, будто хочет сказать ей сейчас что-то очень важное. В зале повисает напряженная почти-тишина, как в цирке перед смертельным номером; народ впился глазами в Шнурова; Шнуров, подавшись вперед, глубоко во всех всматривается… барабанная дробь — и могучий тарзановский вопль Шнурова сотрясает бетонный бункер Барбикана:
       — ХУ-У...
       Народ заводится в истерике. Людям было счастье.
       Мои английские знакомые, пришедшие на концерт скандально знаменитой группы (все сплошь профессионалы — журналисты, критики, агенты), в восторг от выходки С. Шнурова не пришли и оценили ее как «глупое ребячество». Я не склонен преувеличивать значение высказывания Сергея из «Ленинграда», но и с иностранцами не вполне согласен. Потому что в России «ху» (с «й» на конце) — это больше, чем слово (филолог В. Плуцер-Сарно посвятил его исследованию целый толстый том), и мат со сцены — это не банальщина типа «фак». Интересно, что кривая приемлемости мата в РФ практически совпадает с графиком колебаний политических свобод и свободы слова. Цензурные послабления конца 80-х — начала 90-х постепенно вывели пресловутые словечки из зоны абсолютной табуированности. Впервые я услышал публичный «лицензированный» мат в театральной постановке (кажется, в «Табакерке»), затем прочел напечатанным в книге, потом услышал с компакт-диска и вскоре сам запустил в радиоэфир («Скотинорэп» группы НОМ). Без негативных последствий. И так бы оно все и кончилось, и стал бы пик великого и могучего пустым местом, что твой «блин», но в последнее время начались гонения. (Замечу, что бывшие подельники публичного мата по советскому подполью — голливудское кровопускание, голые сиськи, треш-литература, педо-гомо-лесбиянство и т.п. — продолжают чувствовать себя прекрасно и из импортной экзотики превратились в гордость отечественного производителя.)
       По поводу причин наезда население теряется в догадках; я даже слышал версию, что борьба за очищение родного языка от любимых артиклей ведется в честь Людмилы Путиной, филолога по образованию… На самом деле проблема глубже и шире. Мат, как известно, — большая сила, своего рода оружие. Как пролетариата, так и правящих классов. До 90-х годов в применении этого оружия у народа и начальства был полный паритет: и те и другие неограниченно и всласть пользовались им в узком кругу (до размеров, скажем, новогодней вечеринки, селекторного совещания или надписи на заборе), но категорически не могли применять в массово-растиражированном виде. И тут вдруг баланс нарушился: артисты, писатели и прочие незнамо кто дорвались до большого матюгальника, а руководство страны вынуждено блюсти приличия и сдерживаться. (Отдельные высказывания маргиналов Госдумы не в счет.) Не может быть в России, чтобы номенклатура хоть в чем-то почувствовала ущемление своих прав в пользу власть неимущих. Это удивляет, раздражает и побуждает ее к действиям. Как в известной шутке:
       — Юрий Михайлович, тут группа «Ленинград» приехала на гастроли…
       — Это которые матерщинники?! Гнать их на ху (с «й» на конце)!!!
       Лицемерие гонителей мата, конечно, слегка коробит. Но в целом ситуация развивается правильно. Во-первых, сам заветный русский субъязык, согласно популярной пословице, от того, что его мнут, только крепчает. Тем более что сформировалась устойчивая «серая зона» матерных суррогатов («трахать», «блин», «болт», всевозможные англицизмы и т.д.), выгодно оттеняющих мощь реальной нецензурщины. Во-вторых, работники пера и микрофона, не желая дразнить новые худсоветы, находят все более изящные иносказательные обороты. Скажем, только за последнее время меня ужасно развеселили в самом хорошем смысле строчки из двух хитовых песен:
      
       «Я буду вместо, вместо, вместо неё –
       Твоя невеста, честно, честная Ё»
              («Глюкоза», «Невеста»)
        
       и
        
       «Такая тема — врубайся, страна.
       Людям нужна поэзия на!..»
              («Полюса», «Поэзия»)
        
       Молодцы, ребята, честное ё...! Лишний раз ловлю себя на несвежей мысли, что в условиях свободы и вседозволенности наши творческие единицы теряются и сочиняют всякую ню, а стоит забрезжить цензуре — воображение тут же начинает ячить. (Не в смысле глючить, а в смысле ёчить.)
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera