Сюжеты

ЛЕТЧИКИ НЕ УМИРАЮТ. ОНИ УЛЕТАЮТ И НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Этот материал вышел в № 70 от 22 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Продолжается расследование причин катастрофы стратегического бомбардировщика «Ту-160» К месту катастрофы, прямо по лебеде, уже промяли целое шоссе. Пожарные, «скорые», спасатели, кортежи с мигалками. В безымянный овраг примчались все...


Продолжается расследование причин катастрофы стратегического бомбардировщика «Ту-160»
       

       
       К месту катастрофы, прямо по лебеде, уже промяли целое шоссе. Пожарные, «скорые», спасатели, кортежи с мигалками. В безымянный овраг примчались все высшие военные и гражданские чины области. Не отстают и местные жители. Зеваки прибывают на мотоциклах, тракторах и в телегах. Многие едут семьями и везут с собой детей. Отсюда прекрасно видны дома и дворы Советского. Поблизости—крупнейшее в области газохранилище...
       «Ту-160» выполнял плановый облет силовой установки—недавно на самолете поменяли четвертый двигатель (работы проводили сами техники части). 20 сентября энгельсская авиадивизия собиралась торжественно отметить 60-летие. Говорят, машину «обкатывали» к празднику. «Михаил Громов» сошел со стапелей казанского завода в начале 1990-х (эта машина первая получила собственное имя и бортовой номер «01»).
       По словам представителей штаба ВВС, самолет не выработал еще и четверти ресурса. Командовал экипажем гвардии подполковник Юрий Дейнеко — один из самых грамотных пилотов дальней авиации. В 11.03 18 сентября помощник командира гвардии майор Олег Федусенко сообщил о пожаре во втором правом двигателе. Связь оборвалась. По данным областного МЧС, в 11.13 машина исчезла из поля зрения радаров. В 11.21 на энгельсскую базу позвонили жители Советского.
       Точная версия событий пока неясна. По мнению энгельсских летчиков, двигатель не просто горел, а именно взорвался. В баках было полно горючего. Очевидцы тоже рассказывают, что машина взорвалась в воздухе, не долетев до земли (удар они слышали во вторую очередь). И действительно, крылья и части фюзеляжа лежат в нескольких сотнях метров друг от друга. Пожарные прибыли уже через семь минут. На пепелище работали 38 спасателей. В течение часа они обнаружили тела погибших. Почти сразу были найдены и два «черных ящика».
       К счастью, на «Михаиле Громове» не было вооружения. Стратегический сверхзвуковой бомбардировщик предназначен для поражения удаленных целей. Может нести 12 крылатых ракет, в том числе с ядерным зарядом. Одним нажатием кнопки можно устроить взрыв в 30 Хиросим. Предусмотрено также применение бомб массой до 40 тонн. Самолет имеет изменяемую геометрию крыла. Весит более 270 тонн. Может подняться на высоту до 16 тыс. м. На вооружении состоит с 1987 года.
       Это первая в истории авиационная катастрофа с участием «Ту-160». Несмотря на довольно солидный возраст, машина считается самым мощным на сегодня воздушным оружием (по крайней мере ничего лучшего выпустить пока не удалось). Да и стоит больше, чем вся Саратовская область (один аккумулятор чуть-чуть подороже десятка новеньких «Жигулей»). 22-я гвардейская авиадивизия единственная в России обладает подобной техникой. В 1999—2000 годах сюда перевели восемь самолетов с Украины (с базы в Прилуках).
       Под Советским погибли гвардии подполковник летчик первого класса Юрий Дейнеко (командир экипажа), гвардии майор Олег Федусенко (помощник командира экипажа), гвардии майор Григорий Колчин (старший штурман), гвардии майор Сергей Сухоруков (второй штурман).
       В летном поселке есть памятник погибшим авиаторам. Почему-то скульптор изобразил именно «непотопляемый» «Ту-160». На каменных крыльях выбито 67 имен членов 11 экипажей. 67 человек за 60 лет. Последняя (теперь уже предпоследняя) трагедия произошла в 1992-м. Над Озинским районом во время перелета в Семипалатинск столкнулись машины майора Саюка и майора Челяпина. Из двух экипажей выжили три человека. Страховку и пенсию для сирот «съела» инфляция. На этот раз семьям погибших обещана помощь от областного правительства.
       По факту катастрофы военная прокуратура округа возбудила уголовное дело по статье 315 — «Нарушение правил полетов».
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera