Сюжеты

КОНСТИТУЦИОННОЕ ОБРЕЗАНИЕ

Этот материал вышел в № 70 от 22 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Муртаза Рахимов хочет править Башкирией еще 10 лет. Административный ресурс для этого уже приведен в состояние готовности Седьмого декабря в Башкирии будут выбирать не только депутатов Госдумы, но и президента. Среди кандидатов и нынешний...


Муртаза Рахимов хочет править Башкирией еще 10 лет. Административный ресурс для этого уже приведен в состояние готовности
       
       Седьмого декабря в Башкирии будут выбирать не только депутатов Госдумы, но и президента. Среди кандидатов и нынешний глава республики Муртаза Рахимов, бессменно возглавляющий ее с 1990 года (последние десять лет — в ранге президента). Впрочем, законодательство — и российское, и башкирское — написано так хитро, что нынешний президентский срок Рахимова считается нулевым (!), несмотря на то, что его уже дважды избирали на этот пост. Что означает: глава республики — если, конечно, ему вновь окажут доверие — может занимать этот пост еще два 5-летних срока…
       
       3 декабря 2002 года в Башкирии принимали новую конституцию республики. Процесс принятия был удивителен сам по себе: в Государственном собрании Республики Башкортостан (официальное название высокого представительного органа) он занял ровно 20 минут. При этом проект конституции был опубликован только за неделю до принятия, что автоматически превращало в профанацию все предусмотренные процедуры «всенародного обсуждения» и любые попытки внести какие-нибудь поправки. Но суть дела не в этом.
       Через три дня — 6 декабря — текст новой конституции был напечатан в уфимской газете «Республика Башкортостан» и вступил в силу. При этом в конституции содержался специальный раздел «Заключительные и переходные положения», в котором было пять статей.
       Первая — о том, что договор о разграничении полномочий между Башкортостаном и Российской Федерацией действует в части, не противоречащей российской и республиканской конституциям. Вторая — о том, что изменения в башкирской конституции вступают в силу после их официального опубликования. Третья — о сохранении порядка формирования бюджетов районов и городов и системы межбюджетных отношений в республике. Четвертая — о том, что выборы местных представительных органов государственной власти (городских и районных Советов) проводятся одновременно с выборами депутатов Госсобрания республики нового созыва. И пятая — о приведении республиканского законодательства в соответствие с новой конституцией.
       Казалось бы, все прекрасно? Не тут-то было.
       В тот же самый день, 6 декабря 2002 года, в секретариате Госсобрания Башкирии подписывается в печать брошюра с текстом новой конституции. Через несколько дней она выходит большим тиражом — для широких масс. И тут выясняется, что из пяти статей «переходных положений» новой конституции в брошюру попала …только одна — первая. Остальные четыре статьи — как корова языком слизнула. Куда они исчезли — непонятно.
       Вскоре стало ясно, что исчезли они не просто так.
       25 декабря Госсобрание республики назначает собственные перевыборы на 16 марта 2003 года. Если следовать принятому только что тексту конституции, на этот же день в соответствии со статьей 4 «переходных положений» следовало бы назначить и выборы депутатов городских и районных Советов. Но если следовать «обрезанному» тексту, где нет положения об одновременном избрании парламента республики и местных представительных органов, можно поступить иначе.
       Иначе и поступают.
       Госсобрание назначает выборы городских и районных Советов на тот же день, что и выборы Государственной Думы (а также президента Башкирии), пользуясь при этом нормой федерального закона, в принципе разрешающей такое совмещение. Но продлить полномочия городских и районных Советов почти на девять месяцев можно лишь в том случае, если одновременно отменить упомянутую норму конституции республики, имеющую прямое действие. Этого, однако, никто не сделал: парламент, по всей видимости, пользовался «обрезанным» текстом.
       Но зачем это «обрезание» понадобилось?
       Ларчик открывается просто.
       Новые выборы органов власти городов и районов автоматически означают, что сменятся и главы городских и районных администраций. А именно они все последние годы составляли наиболее значимую часть так называемого «административного ресурса», вносящего решающий вклад в итоги выборов. При этом известно, что до сих пор президентские выборы в Башкирии проходили в обстановке, мягко говоря, далекой от демократии. Достаточно сказать, что, скажем, летом 1998 года, когда проходили последние выборы, оппозиция была наглухо «отрезана» от СМИ.
       А когда кому-то из оппозиционеров удавалось пробиться на федеральные телеканалы, чтобы рассказать о происходящем в республике, эти передачи … просто не транслировались на Башкирию. Якобы именно в это время ну никак не проходил телевизионный сигнал из Москвы. Ну а обыски машин, вывозивших из штабов оппозиционных кандидатов их агитационные материалы (с последующим их изъятием), и вовсе были привычным делом…
       Впрочем, на всякий случай в республике подстраховались и перенесли выборы депутатов городских и районных Советов еще дальше — на март 2004 года, совместив их с выборами российского президента. Соответствующий пункт уже рассмотрен на очередной сессии Госсобрания Башкирии. Может быть, для того, чтобы нынешние, проверенные в деле главы администраций могли показать себя и при обеспечении нужного голосования за Владимира Путина?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera