Сюжеты

ПЕТЬКИНА ДЕРЕВНЯ И НЕДОСТРОЕННЫЙ ДОМ ВАСИЛИЯ ИВАНЫЧА

Этот материал вышел в № 70 от 22 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Как пулеметчица Анка заступилась за родню и память ординарца Чапая Как считают жители села Корнеевка Саратовской области, 112 лет назад им сказочно повезло. В семье местных крестьян родился сын, которого в деревне прозвали Карым....


Как пулеметчица Анка заступилась за родню и память ординарца Чапая
       

    
       Как считают жители села Корнеевка Саратовской области, 112 лет назад им сказочно повезло. В семье местных крестьян родился сын, которого в деревне прозвали Карым. Остальному человечеству он стал известен как Петька Исаев — ординарец грозного Чапая. Со времен Гражданской войны корнеевцы ухаживают за могилой знаменитого земляка, а теперь собираются назвать в его честь местную школу.
       Строго говоря, точная дата рождения героя неизвестна. Появился он на свет в 90-х годах позапрошлого столетия. Поэтому время для Петькиного праздника корнеевцы выбрали по своему усмотрению — после уборки урожая, в начале сентября. Гуляют сельчане на славу: утром — концерт в школе, вечером — танцы в клубе, а в обед в каждом доме накрывают праздничные столы. «Как же гостей не позвать, у нас ведь полдеревни — Петькины родственники», — поясняют корнеевцы...
       
       Летопись села Корнеевка
       Корнеевку в округе считают особенной деревней. В сельсовете на видном месте выставлен рукописный талмуд под названием «Летопись села Корнеевка». Любой абориген без запинки расскажет, как в 1789 году в заволжские степи прибыл обоз крестьян-ходоков из Калужской губернии. На первой подводе восседал дед Корней, чей выбор места жительства впоследствии повлиял на ход отечественной истории. Калужские пахари подружились с заезжими казаками, переняли их крутой нрав и модель местного самоуправления. Наиболее эффективным инструментом исполнительной власти считалось «воспитание» плетьми на сходе граждан.
       — На этом месте и стоял Петькин дом, — указывают корнеевцы на развалины советского сельпо. «Нет, на этом», — спорят соседи и машут рукой в сторону берега пруда. За сотню лет от саманной хатки не осталось и следа. Семья Исаевых жила бедно. В ранней юности герой революции пас коров. За смуглую кожу и смоляные кудри Петьку прозвали здесь Карым, или Цыганенком. 20 лет от роду его призвали на защиту империи. Вернулся юноша в 1918 году, с медалью, контузией и намерением перевернуть мир.
       — Власть у нас менялась часто. За околицей выставляли специальных караульщиков. Когда закричат: «Едут!» — вся деревня под ворота ныряет. Белоказаки летали верхами с шашками и рубили встречных-поперечных в капусту. Красные тоже лютовали. Зарубили мужика, который нес на базар мешок соли. Но комиссаров у нас больше любили, ведь в деревне жила беднота, — рассказывает праправнучка Петьки Валентина Башмакова.
       В 40 км отсюда, под Семеновкой, произошла одна из самых страшных трагедий гражданской. Белоказаки вырезали женщин, детей и стариков, сочувствовавших «красным». На плитах братской могилы выбито 145 фамилий. Красноармейцы вернулись и отомстили. Имена их жертв остались неизвестны.
       В соседнем Пугачеве формировалась чапаевская дивизия. Вместе с односельчанами подался туда и Петька. Семья поначалу его решение не одобрила. Однажды Петька и Чапаев прискакали в Корнеевку на постой. Тятя зазвал Петьку в избу и всыпал по первое число. «Я с Чапаем до самой смерти пойду!»— ответил ординарец, прыгнул на коня и уехал, как положено, в закат. Василий Иванович запомнился Корнеевке лаской и участливостью.
       Невысокий коренастый комдив подробно объяснял местным девчатам, как лечить натруженные мужицкой работой распельцы (так в деревне называли пальцы). Девки, однако, слушать советов не хотели — уж слишком редко полководец мылся. Для Чапая в Корнеевке начали строить дом. Но пожить в нем Василий Иванович не успел.
       Узнав о гибели сына, мать Петьки отправилась на Урал и привезла с речных берегов горсть земли. Прах самоубийцы (даже дети в Корнеевке знают, что Петька, обезумев от гибели командира, пустил себе пулю в лоб) похоронили возле местной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. «Храм у нас был чудодейственный. В начале ХХ века на старых фермах явились две иконы — Испанской Божьей Матери и святого Пантелеймона. Калеки приходили к ним на костылях, а уходили на своих ногах», — рассказывает директор школы Марина Крашенинникова.
       После гражданской церковь снесли, о чем местные жители не раз потом пожалели. Комсомолец, снимавший колокол, вскоре убился на взбесившейся лошади. А Корнеевку постигли разные беды. Из Пугачева приехал комендант и раздал неграмотным жителям анкеты из двух строчек: «батрак» и «кулак». Тех, кто поставил крестик в первой графе, «обобществили» в колхоз. Остальных угнали в трудармию.
       Зажиточных крестьян в деревне отродясь не водилось. Поэтому раскулачивали за лишний тулуп. В 1930-е по ночам исчезали верующие старики и старухи. После Великой Отечественной в селе остались одни женщины. Лишь однажды, в 1953 году, им выдали зарплату—по полкопейки за трудодень.
       
       Анка и родня героя
       «Мы Петькой, Петром Семеновичем то есть, гордимся и никому его в обиду не дадим», — говорит Валентина Рычагова (также принадлежащая к роду Исаевых) и чуть улыбается черно-белому портрету родственника.
       Никаких привилегий семья ординарца не получила, кроме права бесплатного просмотра фильма «Чапаев». Своего кинотеатра в Корнеевке не было, и на сеанс Исаевы приехали в Москву. В самый драматический момент в зале раздался женский вопль: «Петька, чего ж ты спишь?! Руби его!». Испуганный киномеханик включил свет и попытался успокоить нервную зрительницу. «Сейчас дядю родного зарежут, а вы молчите!» — упрекнула почтенную публику Анна Михайловна Исаева.
       После гибели Петьки в Корнеевке побывала легендарная Анка. Визит неистовой комиссарши поверг селение в такой шок, что вразумительно рассказать о ней старожилы не могут до сих пор. Вспоминают только, что никакой любви между ординарцем и пулеметчицей не было, — об этом Анка лично говорила.
       На самом деле жену Петьки звали Агриппиной. «Это была очень красивая девушка с длинными косами. Люди ее жалели. Белоказаки хотели убить ее вместе с сыном Ваней, чтобы извести род Исаевых. Но наши спрятали Груню на пшеничном поле», — рассказывает Валентина Башмакова. Анка в момент смела бюрократические препоны, мешавшие семейству однополчанина.
       Оказалось, льготную пенсию, положенную матери героя, по ошибке много лет получала другая женщина. Пулеметчица собственноручно разрушила землянку, где жили Исаевы, и заставила руководителей колхоза выстроить для них каменный дом. Вернула подросшему Ване отцовские награды и свозила в столицу.
       Сегодня потомки Петьки живут в Корнеевке и соседних селах. Внуки карьеры не сделали—работали до старости трактористами. Правнуки получили образование и дослужились, например, до замдиректора элеватора.
      
       Был бы Петька жив…
       Ничего «мемориального» в могилке Петьки нет. Металлическое надгробие, оградка, звезда и табличка с именем. Рядом — памятник другому местному чапаевцу Курсакову и стела с фамилиями корнеевцев, погибших в Великую Отечественную. На «родительские» субботы и 9 Мая деревенские бабушки приносят сюда сирень и поют церковные псалмы. В будни за порядком присматривают местные тимуровцы.
       Школьники ухаживают за подшефными ветеранами с 5-го по 11-й класс и потому историю села знают в совершенстве.
       А вот анекдоты о Василии Ивановиче и Петьке неизвестны юному поколению. Теперь смешные истории рассказывают о героях «Бригады» и «Гарри Поттера». Из-за чего случилась Гражданская война и что такое революция, семиклассники не ведают. Ильича, как выяснилось, звали Петром. Был он мужчина видный и усатый и прославился в веках тем, что основал пионерию. В новейшей истории школьники разбираются более уверенно и по рекомендации подшефных пенсионеров отдают симпатии поющему и розовощекому дядьке Зюганову.
       «Был бы Петька жив, он бы удержал советскую власть», — вздыхают корнеевцы. Сегодня они живут почти при коммунизме: денег в деревне не видели уже 12 лет. Фермерские хозяйства, возникшие на месте колхоза, едва сводят концы с концами и раз в год выдают зарплату зерном. В селе осталось 780 жителей—меньше, чем до Первой мировой. В первый класс нынешней осенью пошли 5 человек.
       В своих бедах корнеевцы винят химзавод в Горном, что в 20 км отсюда. «Молодежь уезжает туда на заработки и не возвращается. Нам стало труднее продавать молоко и овощи. На рынках в Балакове и Пугачеве вывесили объявления: «Сельхозпродукцию из Краснопартизанского района не принимать», — рассказывает глава сельсовета Александр Тарасов.
       «Нам есть чем гордиться. Корнеевка — родина героев», — поясняет феномен коллективного оптимизма Александр Николаевич (в детстве молодой глава больше всего любил слушать рассказы бабушки Ариши о подвигах Чапая).
       В освободившемся помещении детсада корнеевцы открывают музей истории деревни. Уже собрали экспонаты — настоящую бурку, шашку, подлинные фото и т.д. Местной школе они намерены присвоить имя «звездного» земляка. А вскорости, как обещали заезжие геологи, жизнь вообще наладится — в Корнеевке найдут нефтяную жилу, соединяющую иранские месторождения с сибирскими.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera