Сюжеты

КАКОЙ МИНИСТР НЕ МЕЧТАЕТ СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ

Этот материал вышел в № 71 от 25 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Теперь Геннадий Фадеев будет руководить не МПС, а ОАО «Российские железные дороги» К этой компании перейдет хозяйственная часть министерства. Правда, ни это перемещение, ни организация госкомпании в целом практически не сдвинут реформу...


Теперь Геннадий Фадеев будет руководить не МПС, а ОАО «Российские железные дороги»
       
       К этой компании перейдет хозяйственная часть министерства. Правда, ни это перемещение, ни организация госкомпании в целом практически не сдвинут реформу железных дорог с мертвой точки, зато породят еще одну государственную монополию.
       
       Первые проекты реформирования МПС появились еще около трех лет назад, когда параллельно разрабатывались концепции преобразований «Газпрома» и РАО «ЕЭС». Будущее железных дорог рисовалось во вполне либеральных рыночных тонах: на смену государству должны были прийти частные операторы, а цены на их услуги определялись бы не ведомственным тарифом, а конкурентным рынком. Но вопрос о том, в чьи руки должно перейти имущество МПС: государства или частных инвесторов (иными словами, можно ли приватизировать рельсы), вызвал конфликт во властных структурах.
       ФСБ выступила резко против передачи министерского имущества ОАО «РЖД», поскольку компания, хотя и создавалась как госконцерн, играла бы на рынке по иным правилам. Следовательно, ее акционеры и кредиторы, среди которых могут оказаться иностранцы, теоретически получали возможность отчуждать имущество ОАО «РЖД». По мнению руководства ФСБ, в случае, когда речь идет о коммуникациях, стратегически важных с точки зрения национальной безопасности, такое недопустимо. Сошлись на компромиссном варианте: компания будет открытым акционерным обществом со стопроцентным госпакетом, а на операции с ее имуществом будут наложены жесткие ограничения. Что и было зафиксировано специальным законом. В итоге практически все активы, имеющие непосредственное отношение к организации перевозок, оказались вне рынка, исключение составили разве что санатории, больницы и школы.
       По словам Евгения Гавриленкова, главного экономиста инвестиционной компании «Тройка-диалог», «невозможно с уверенностью сказать, позитивно или негативно нужно относиться к государственной форме собственности в этой сфере, поскольку международный опыт противоречив. В Великобритании, например, приватизация железных дорог привела практически к хаосу. Тем более что для России железные дороги — стратегически важные коммуникации, и государство, естественно, не может отказаться от контроля над ними».
       Очевидно одно: ОАО «РЖД» с момента основания становится подлинной империей. Переданное в ее уставной фонд имущество оценивается, согласно инвентаризации, более чем в полтора триллиона рублей. По уставу компания имеет право заниматься практически любыми видами бизнеса, в том числе и абсолютно непрофильными. И теперь Геннадий Фадеев окажется в одном ряду с Алексеем Миллером и Анатолием Чубайсом.
       Вообще-то планировалось, что преобразования должны превратить монопольную отрасль в сферу рыночной конкуренции. Пока же мы получили ту же монополию только под другим соусом. Хотя и это — уже плюс. По крайней мере теперь МПС последним среди всех министерств перестало заниматься коммерческой хозяйственной деятельностью. Авторы реформы также утверждают, что инкорпорация поможет железнодорожному хозяйству в привлечении столь необходимых частных инвестиций.
       Однако аналитики инвестиционных компаний более сдержаны в оценках. Например, тот же Евгений Гавриленков считает, что инвестиционная привлекательность госкомпании вырастет только в том случае, если «государство сможет стать эффективным собственником, а российская практика, увы, ставит такой вариант развития под сомнение. Тем более что плотный госконтроль (а он неминуем в сфере, относящейся к вопросам национальной безопасности) будет для инвесторов дополнительным сдерживающим фактором».
       Не более радужно выглядят пока и перспективы развития конкуренции на железных дорогах. По мнению Тимоти Маккачена, аналитика ИК «Атон», независимые операторы окажутся в заведомо худших условиях, поскольку тарифы по-прежнему будут спускаться «сверху» и независимые операторы, помимо себестоимости, будут обязаны оплачивать пользование собственностью ОАО «РЖД», что повысит себестоимость их услуг и, соответственно, негативно скажется на возможности конкурировать с госкомпанией». По мнению же Евгения Гавриленкова, проблемы у независимых операторов возникнут не только из-за тарифов, но и из-за того, что составление расписания, естественно, останется делом государственным. Следовательно, ОАО «РЖД» вполне может получить преференции.
       Так что пока КПД реформы близок к нулю. И сменами вывесок, как и перемещениями чиновников с места на место, ситуацию не исправить.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera