Сюжеты

ГОРОД БЕЗ АВТОМОБИЛЯ

Этот материал вышел в № 71 от 25 Сентября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

А Россия не участвовала в международной Неделе мобильности На блистательной авеню Луизы, прорезанной туннелями для скорого проезда с богатых юго-восточных окраин в деловой центр, неловкий всадник попытался остановить лошадь перед...


А Россия не участвовала в международной Неделе мобильности
       
       На блистательной авеню Луизы, прорезанной туннелями для скорого проезда с богатых юго-восточных окраин в деловой центр, неловкий всадник попытался остановить лошадь перед вспыхнувшим красным светом. Не привыкший к городу конь заржал и встал на дыбы, чуть было не сбросив седока на асфальт. Тот удержался, но ситуация позабавила участников движения, которые остановились перед светофором.
       Все они ехали на чем угодно, только не на машине. Большинство — на велосипедах, которые есть в каждой бельгийской семье, но обычно, как и лошадь, востребованы только на загородном отдыхе. Многие — на роликовых коньках, самокатах, скейт-бордах. Дети и подростки разнузданно радуются свалившемуся с неба раздолью. Более степенные граждане берут велотакси — проще говоря, давно знакомую мне по Вьетнаму и Китаю велорикшу, только с дизайном «Ксары-Пикассо» (помнится, в 70-х совпосольство запрещало нашим гражданам за рубежом садиться в рикши под угрозой высылки на родину). Можно заказать и обычное такси, которое, соблюдая условие, движется не быстрее 30 км в час. Нарасхват конные брички, в иные дни развозящие туристов по историческому центру.
       Общественный транспорт, который предпочли большинство обывателей, работает бесплатно. На каждой поездке — полтора евро экономии. Въезды в европейскую столицу полиция перекрыла с девяти утра и до ночи, направляя автомобилистов на «паркинги-ловушки», от которых в центр ходит общественный транспорт. Ощутимые скидки дала железная дорога.
       День без автомобиля стал кульминацией Недели мобильности, которую второй год власти ЕС организуют в масштабе союза и к которой присоединяется все больше стран. Цель двояка: во-первых, разбудить в сознании граждан привычки и поведение устойчивого развития (иными словами, подумать о выживании внуков); во-вторых, выяснить, какие практические меры можно без ущерба для жизни принять в ближайшее время, а какие пока нереальны. Человеку надлежит меньше пользоваться автомобилем и передвигаться на экологичных видах транспорта: по железной дороге, в метро, на трамвае, велосипеде или пешком. Такова идея.
       В этом году ключевое слово кампании — доступность транспорта для людей с ограниченными двигательными возможностями. Еврокомиссия обратила внимание на то, что пока еще не все автобусы, трамваи, вагоны электричек в ЕС снабжены приспособлениями для подъема инвалидных колясок. Осуждая это нарушение прав человека, заместитель главы союзной исполнительной власти Нил Киннок выехал на брусчатку брюссельской Гран-Пляс в кресле-коляске, лавируя в толпе туристов и разъясняя причины необычного поведения столь маститого сановника.
       В Неделе мобильности участвовали около 600 муниципалитетов более чем 20 стран Европы с населением свыше 88 млн человек: Брюссель и Лондон, Париж и Будапешт, Амстердам и София, множество средних и малых городов. Вся Европа, кроме разве что России. Да недосуг это нам. И вообще… Вы можете себе представить Тверскую, заполненную велосипедистами и скейтбордистами без единой машины? А развязку кольцевой с Рублевкой, где неумолимые гаишники разворачивают лимузины и джипы в сторону области? А президента, гарцующего на коне в гуще туристов у памятника маршалу Жукову?
       Впрочем, не стоит терзать себя комплексом неполноценности. Россия оказалась в пренебрежении этим чудачеством далеко не одинока. Даже на стороне большинства. В Азии, где проживает большая часть человечества, попытка организовать день без автомобиля закончилась провалом. В Китае лишь 500 энтузиастов популярнейшего в стране велосипеда заявили о себе среди потоков чадящих автомобилей, с каждым годом все больше наполняющих страну. В нефтяных эмиратах и республиках Ближнего Востока эту затею просто проигнорировали. Как это — шейх и без лимузина? Не на верблюда же обратно пересаживаться?
       Пока трудно представить себе повседневную жизнь современного города без автомобиля. Зачем тогда все это массовое мальчишество? Как сказал один из организаторов Недели мобильности в Бельгии министр Мишель Дарден, город без автомобиля — это утопия, которая заставляет думать. У истоков многих великих дел была утопия.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera