Сюжеты

И РЕЙТИНГ, ПАРАДОКСОВ ДРУГ

Этот материал вышел в № 73 от 02 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Первые итоги нового сезона Осень по традиции является началом – учебного года, финансового года, парламентских сессий и телевизионных сезонов. Именно в осеннюю пору, «очей очарованье», телеканалы выдают на зрительский суд «тяжелую...


Первые итоги нового сезона
       

     
       Осень по традиции является началом – учебного года, финансового года, парламентских сессий и телевизионных сезонов. Именно в осеннюю пору, «очей очарованье», телеканалы выдают на зрительский суд «тяжелую артиллерию» телепремьер, ведущих, сногсшибательных проектов и безумных идей. Все то, что готовится месяцами, а то и годами, в строжайшем секрете, чтобы, не дай бог, конкуренты не прознали и не сделали похожее. Самые масштабные, громкие и многообещающие проекты должны приковать зрителя к телеэкрану, обеспечив тем самым каналу и рейтинг, и доход. Закончился первый осенний месяц. И уже можно подвести кое-какие итоги.
       Собственно, громкие старты каналы решили пока попридержать. Давно обещанные и масштабные проекты вроде «Последнего героя-4» и экранизации очередной классики отложены на более поздние сроки. («Последний герой-4» стартует на Первом 11 октября, а шоу «Беглец» — ближе к зиме). Что зимой еще делать, кроме как в телевизор пялиться. И этом случае все целы и сыты – и зритель, и канал.
       Первый канал пошел проторенным путем и пробным шаром нового сезона запустил «Фабрику звезд-3». Впрочем, пробным его уже и не назовешь. Третья «фабрика», как и предыдущие, имеет стабильный и, что немаловажно, – высокий рейтинг (процент смотрящих от общего числа зрителей), порядка 10 процентов, а это весьма высокий показатель.
       Пожалуй, главное событие сезона, с точки зрения рейтингов, – смелый рывок канала СТС. Первый развлекательный никогда не скрывал своих амбиций – догнать и перегнать НТВ. Неудачная смена менеджмента на четвертом канале только помогла реализовать смелые попытки СТС. В итоге НТВ стремительно тает в цифрах, несмотря на заманчивые обещания нового сезона, а СТС, подобно Т-34, движется вперед.
       С начала сезона — а на канале СТС сезон стартовал в конце августа — СТС успешно обошел в рейтингах популярности НТВ, а в Москве в отдельные часы обошел даже федеральные каналы – «Россию» и Первый. Причина тому, по мнению специалистов, – новая линейка сериалов собственного производства, которая готовилась еще с прошлого сезона. Первой триумфальное шествие начала «Даша Васильева. Любительница частного сыска» — первая из экранизаций романов Дарьи Донцовой, за ней — «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант». Ну что поделать, любит у нас народ массовое чтиво, потому предполагалось, что посмотрит и такое массовое кино. Хотя, надо отметить, производители старались. И Лариса Удовиченко в роли Даши Васильевой весьма облагородила сериал своим присутствием.
       К середине месяца эффект первой недели сгладился, и сейчас доля канала (процент от аудитории, смотревшей телевизор в данный момент) уверенно держится на уровне 10–12%. Что для дециметрового канала, доля которого всегда была меньше десяти, очень достойный, блестящий результат. Конкуренты с четвертого канала, впрочем, довольно оптимистичны и поясняют такой прорыв СТС лишь тем, что СТС рассматривает результаты, исследуя аудиторию от 4 лет, в то время как НТВ – от 18. Таким образом, НТВ намекают, что результат СТС «накручен» за счет детской аудитории, а в реальности все обстоит совсем по-другому, а НТВ так и осталось на третьей позиции по стране.
       Однако цифры говорят сами за себя. Главное приобретение НТВ к новому сезону – пришедший в недра канала Владимир Соловьев. На его проекты «К барьеру» и «Апельсиновый сок» канал делал ставки как на потенциальных фаворитов. Однако стартовали проекты слабо. Рейтинг «К барьеру!» — едва один процент, что для программы подобного масштаба и апломба довольно скромно. Впрочем, рейтинг – дело тонкое. Он либо сразу скачет до небес, либо его надо взращивать, долго и терпеливо, как капризное растение, чтобы зритель привык к лицу и завел привычку включать телевизор именно во время этой передачи.
       Поэтому более чем странно то, что происходит с программой «Намедни». Судя по тем же рейтингам тех же «Гэллапов», с начала сентября даже непоколебимые показатели рейтинга «Намедни» снизились до 6,3–7 процентов. Парфенов абсолютен в своем профессионализме и интересности, и в чем беда —непонятно. Сюжетов много, все сделаны добротно, актуальные темы, нестандартные ходы — все есть, но смотреть это на одном дыхании дыхания как раз и не хватает. И главное недоразумение в этой связи – по рейтингу «Намедни» обошли воскресные «Вести недели» с Сергеем Брилевым. Рейтинг «Вестей» в сентябре по Москве составил почти 8 процентов.
       Если главный качественный прорыв в сентябре совершил СТС, то прорыв количественный – у канала «Россия». Успех «Бригады» и «Идиота», продемонстрировавший потенциальные рейтинги канала, видимо, вдохновил на новые подвиги. Они не заставили себя ждать — программу Аркадия Мамонтова про трансплантацию органов из цикла «Специальный корреспондент» посмотрели почти 14 процентов зрителей. Это абсолютный рекорд для «Специального корреспондента» и показатель для канала «Россия», сравнимый с успехом «Идиота». И неожиданно успешно стартовали обновленные «Вести+». Если раньше это маловразумительное ток-шоу едва набирало два процента рейтинга по стране, то в сентябре, появившись на экране в виде дайджеста самых интересных событий дня с перешедшим на «Россию» Глебом Пьяных, «Вести+» уверенно держат планку рейтинга порядка десяти процентов, временами доходя даже до 11 процентов. Вообще же, по данным «Гэллапа», в сентябре канал «Россия» обошел традиционно лидирующий за счет охвата территории Первый канал. Среднесуточная доля «России» в сентябре составила 19,1 процента против 17,5 процента Первого канала. Далее следуют СТС — с 13,2 процента и НТВ – с 13.
       Судя по результатам, ключевые фигуры начали меняться местами. Метровый это канал или дециметровый – уже не является определяющим фактором. Охват территории – тоже, как выясняется, не принципиальный момент. С другой стороны, сентябрь – лишь начало тенденций, а рейтинг – еще не показатель качества. У «Аншлага» вот рейтинг тоже почти десять процентов…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera