Сюжеты

И РЕЙТИНГ, ПАРАДОКСОВ ДРУГ

Этот материал вышел в № 73 от 02 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Первые итоги нового сезона Осень по традиции является началом – учебного года, финансового года, парламентских сессий и телевизионных сезонов. Именно в осеннюю пору, «очей очарованье», телеканалы выдают на зрительский суд «тяжелую...


Первые итоги нового сезона
       

     
       Осень по традиции является началом – учебного года, финансового года, парламентских сессий и телевизионных сезонов. Именно в осеннюю пору, «очей очарованье», телеканалы выдают на зрительский суд «тяжелую артиллерию» телепремьер, ведущих, сногсшибательных проектов и безумных идей. Все то, что готовится месяцами, а то и годами, в строжайшем секрете, чтобы, не дай бог, конкуренты не прознали и не сделали похожее. Самые масштабные, громкие и многообещающие проекты должны приковать зрителя к телеэкрану, обеспечив тем самым каналу и рейтинг, и доход. Закончился первый осенний месяц. И уже можно подвести кое-какие итоги.
       Собственно, громкие старты каналы решили пока попридержать. Давно обещанные и масштабные проекты вроде «Последнего героя-4» и экранизации очередной классики отложены на более поздние сроки. («Последний герой-4» стартует на Первом 11 октября, а шоу «Беглец» — ближе к зиме). Что зимой еще делать, кроме как в телевизор пялиться. И этом случае все целы и сыты – и зритель, и канал.
       Первый канал пошел проторенным путем и пробным шаром нового сезона запустил «Фабрику звезд-3». Впрочем, пробным его уже и не назовешь. Третья «фабрика», как и предыдущие, имеет стабильный и, что немаловажно, – высокий рейтинг (процент смотрящих от общего числа зрителей), порядка 10 процентов, а это весьма высокий показатель.
       Пожалуй, главное событие сезона, с точки зрения рейтингов, – смелый рывок канала СТС. Первый развлекательный никогда не скрывал своих амбиций – догнать и перегнать НТВ. Неудачная смена менеджмента на четвертом канале только помогла реализовать смелые попытки СТС. В итоге НТВ стремительно тает в цифрах, несмотря на заманчивые обещания нового сезона, а СТС, подобно Т-34, движется вперед.
       С начала сезона — а на канале СТС сезон стартовал в конце августа — СТС успешно обошел в рейтингах популярности НТВ, а в Москве в отдельные часы обошел даже федеральные каналы – «Россию» и Первый. Причина тому, по мнению специалистов, – новая линейка сериалов собственного производства, которая готовилась еще с прошлого сезона. Первой триумфальное шествие начала «Даша Васильева. Любительница частного сыска» — первая из экранизаций романов Дарьи Донцовой, за ней — «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант». Ну что поделать, любит у нас народ массовое чтиво, потому предполагалось, что посмотрит и такое массовое кино. Хотя, надо отметить, производители старались. И Лариса Удовиченко в роли Даши Васильевой весьма облагородила сериал своим присутствием.
       К середине месяца эффект первой недели сгладился, и сейчас доля канала (процент от аудитории, смотревшей телевизор в данный момент) уверенно держится на уровне 10–12%. Что для дециметрового канала, доля которого всегда была меньше десяти, очень достойный, блестящий результат. Конкуренты с четвертого канала, впрочем, довольно оптимистичны и поясняют такой прорыв СТС лишь тем, что СТС рассматривает результаты, исследуя аудиторию от 4 лет, в то время как НТВ – от 18. Таким образом, НТВ намекают, что результат СТС «накручен» за счет детской аудитории, а в реальности все обстоит совсем по-другому, а НТВ так и осталось на третьей позиции по стране.
       Однако цифры говорят сами за себя. Главное приобретение НТВ к новому сезону – пришедший в недра канала Владимир Соловьев. На его проекты «К барьеру» и «Апельсиновый сок» канал делал ставки как на потенциальных фаворитов. Однако стартовали проекты слабо. Рейтинг «К барьеру!» — едва один процент, что для программы подобного масштаба и апломба довольно скромно. Впрочем, рейтинг – дело тонкое. Он либо сразу скачет до небес, либо его надо взращивать, долго и терпеливо, как капризное растение, чтобы зритель привык к лицу и завел привычку включать телевизор именно во время этой передачи.
       Поэтому более чем странно то, что происходит с программой «Намедни». Судя по тем же рейтингам тех же «Гэллапов», с начала сентября даже непоколебимые показатели рейтинга «Намедни» снизились до 6,3–7 процентов. Парфенов абсолютен в своем профессионализме и интересности, и в чем беда —непонятно. Сюжетов много, все сделаны добротно, актуальные темы, нестандартные ходы — все есть, но смотреть это на одном дыхании дыхания как раз и не хватает. И главное недоразумение в этой связи – по рейтингу «Намедни» обошли воскресные «Вести недели» с Сергеем Брилевым. Рейтинг «Вестей» в сентябре по Москве составил почти 8 процентов.
       Если главный качественный прорыв в сентябре совершил СТС, то прорыв количественный – у канала «Россия». Успех «Бригады» и «Идиота», продемонстрировавший потенциальные рейтинги канала, видимо, вдохновил на новые подвиги. Они не заставили себя ждать — программу Аркадия Мамонтова про трансплантацию органов из цикла «Специальный корреспондент» посмотрели почти 14 процентов зрителей. Это абсолютный рекорд для «Специального корреспондента» и показатель для канала «Россия», сравнимый с успехом «Идиота». И неожиданно успешно стартовали обновленные «Вести+». Если раньше это маловразумительное ток-шоу едва набирало два процента рейтинга по стране, то в сентябре, появившись на экране в виде дайджеста самых интересных событий дня с перешедшим на «Россию» Глебом Пьяных, «Вести+» уверенно держат планку рейтинга порядка десяти процентов, временами доходя даже до 11 процентов. Вообще же, по данным «Гэллапа», в сентябре канал «Россия» обошел традиционно лидирующий за счет охвата территории Первый канал. Среднесуточная доля «России» в сентябре составила 19,1 процента против 17,5 процента Первого канала. Далее следуют СТС — с 13,2 процента и НТВ – с 13.
       Судя по результатам, ключевые фигуры начали меняться местами. Метровый это канал или дециметровый – уже не является определяющим фактором. Охват территории – тоже, как выясняется, не принципиальный момент. С другой стороны, сентябрь – лишь начало тенденций, а рейтинг – еще не показатель качества. У «Аншлага» вот рейтинг тоже почти десять процентов…
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera