Сюжеты

КАДАННИКОВ ПОСТРОИТ АВТОПРОМ, ДЕЛАЯ СТАВКУ НА РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ПАРТНЕРОВ

Этот материал вышел в № 74 от 06 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

События, способные в ближайшие годы серьезным образом повлиять на общую ситуацию в российской автомобильной промышленности, произошли в последние дни в Тольятти и Ижевске Во-первых, недавно созданное СП «GMАвтоВАЗ» решилось наконец с...


События, способные в ближайшие годы серьезным образом повлиять на общую ситуацию в российской автомобильной промышленности, произошли в последние дни в Тольятти и Ижевске
       

      
       Во-первых, недавно созданное СП «GMАвтоВАЗ» решилось наконец с будущего года выпускать новую иномарку для России. Об этом заявил председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников. Назвать конкретную марку он пообещал в конце октября на автосалоне в Санкт-Петербурге. Вероятнее всего, это будет «Опель-Астра» в российском исполнении. Напомним, что в Тольятти «АвтоВАЗом» совместно с «Дженерал Моторс» уже выпускается джип «Шевроле-Нива». Машина пользуется высоким спросом, и план ее выпуска на будущий, 2004 год определен в 60 тысяч штук, а на 2005 год — в 75 тысяч автомобилей. Цифры для нашей страны небывалые (если говорить об иномарках).
       Во-вторых, почти одновременно с заявлением Каданникова министр науки, промышленности и технологий РФ Илья Клебанов объявил о том, что крупный южнокорейский автоконцерн «KIA-Motors» намерен организовать сборку своих машин объемом до 200—250 тысяч в год на площадях «Ижмаш-Авто», контролируемого самарской группой компаний «СОК».
       Оба эти события можно смело назвать знаковыми для российского автопрома, переживающего сегодня не лучшие времена.
       По официальным данным Госкомстата РФ, за первую половину 2003 года рост реального объема ВВП относительно первого полугодия 2002 года составил семь процентов — цифра для нашей страны превосходная. Еще большими темпами растут доходы населения, а с ними — и розничный товарооборот. Растут продажи на автомобильном рынке: только новых иномарок за 2003 год в России будет ввезено и реализовано не менее 150—170 тысяч штук, хотя еще три года назад их продавалось вдвое меньше. Взамен зарубежные автоконцерны вывезут из страны не менее двух млрд долларов. Правда, по данным Минпромнауки, очень заметно — в пять раз! — увеличится в сравнении с прошлым годом и внутрироссийское производство иномарок (до 50 тысяч штук).
       И только производство «чисто российских автомобилей» за нынешний год практически не увеличится. Общий выпуск по стране, как заявил министр Илья Клебанов, составит 1 млн 20 тысяч машин. Это больше, чем в прошлом году (980 тысяч), но чуть меньше, чем в 2001 году (1 млн 21 тыс.). А лидер отечественного автопрома — «АвтоВАЗ» — планирует собрать на тольяттинской площадке лишь 720 тысяч автомобилей, хотя еще пару лет назад выпускал почти 760 тысяч штук.
       Перспективы развития отечественного автопрома остаются весьма неопределенными. Хотя власти и прогнозируют быстрый рост «автомобилизации» россиян: к 2025 году 8 из 10 российских семей будут пользоваться автомобилем, а в крупных городах этот рубеж должен быть достигнут не позднее 2010 года. Но вот вопрос: какие и чьи это будут машины?
       — Мы чувствуем ответственность перед нашим, отечественным потребителем, который в своем большинстве пока не в состоянии платить за автомобиль больше 4—6 тысяч долларов, — заявил на Московском международном автосалоне председатель совета директоров ОАО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников, отвечая на вопрос: почему вазовские автомобили уступают в качестве и потребительских свойствах иномаркам.
       А причины простые. Во-первых, давно устарели сами модели — особенно «классика». Но снимать ее с производства рано: у этих машин есть свой покупатель, который просто «не потянет» более дорогой автомобиль. Во-вторых, практически вся продукция «АвтоВАЗа» производится на российских заводах, из российских комплектующих. Если заменить автокомпоненты на импорт — из тех стран, где все это делают лучше, — качество вырастет. Но вырастет и цена. Именно поэтому уже не первый год тольяттинский автогигант тратит время и немалые деньги на организацию внутри России производства качественных, но приемлемых по цене материалов и комплектующих. Тем самым Владимир Каданников реализует на практике многократно обсуждавшуюся в «коридорах власти» программу стимулирования производства автокомпонентов — без чего не создашь современное автомобилестроение мирового уровня.
       
       Производством автокомпонентов для «АвтоВАЗа», а также сборкой вазовской «классики» вне тольяттинской площадки занимается самарская группа компаний «СОК». Сегодня принадлежащая «СОКу» компания «РосЛада» в Сызрани ежегодно выпускает около 40 тысяч автомобилей ВАЗ-2107 и ВАЗ-2109. С недавнего времени «СОК» взялся за организацию сборки вазовских машин на ОАО «Иж-Авто». А теперь речь идет о том, что «СОК» может прийти и на завод «Москвич», давно уже не работающий и находящийся в состоянии процедуры банкротства. Причем на «Москвиче», видимо, будут собираться переднеприводные вазовские модели — ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-21099.
       Аналитики считают, что за этими проектами стоит все тот же председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников, а сама группа «СОК» связана с «АвтоВАЗом» не только партнерскими отношениями. По неофициальной информации, глава «АвтоВАЗа» сам является крупным акционером «СОКа» и имеет возможность полностью контролировать деятельность группы.
       В итоге получился довольно удачный тандем: ВАЗ постепенно снимает с производства устаревшие модели, но не выбрасывает их, а передает группе «СОК». Тем временем в Тольятти освобождающиеся мощности передаются под выпуск более современных моделей — таких, как семейство «десятки» и ее последующей модификации — ВАЗ-2170, семейство «Самара-2» и т.д.
       Таким образом, Каданникову удалось создать эффективную схему бизнеса, которая позволяет ВАЗу ускоренно развиваться, обновлять модельный ряд, браться за выпуск современных машин среднемирового уровня класса «С». Тем более что первоначально созданный исключительно для «Шевроле-Нивы» технологический конвейер изготовления высококачественных автокомпонентов на российских заводах-смежниках уже позволяет «АвтоВАЗу» в партнерстве с GM начинать сборку в России практически любых «западных» иномарок с ускоренной их «локализацией». Результат — снижение цены до приемлемого для нашего покупателя уровня и как следствие — возможность увеличения выпуска.
       Не менее важно, что созданная цепочка «АвтоВАЗ» — «СОК» позволяет тольяттинскому автогиганту сохранять и даже наращивать объемы производства автомобилей, предназначенных традиционным «вазовским» покупателям. Можно констатировать, что на российском автомобильном рынке уверенно «набирает оборот» еще один серьезный производитель недорогих вазовских моделей. С минимумом капитальных затрат Каданников формирует в России мощное автомобильное производство, уже имеющее проверенный спрос на свой товар.
       Пока неясно, каким образом «АвтоВАЗ» сможет обеспечить потребности растущей «внешней сборки» — в Сызрани, Ижевске и Москве. Как утверждают эксперты, на самом ВАЗе уже сложилась напряженная обстановка по некоторым позициям — в частности, перегружено кузнечно-прессовое производство, возникает дефицит двигателей.
       К поискам выхода, однако, уже подключена группа «СОК». В управлении группы находятся крупные поставщики Волжского автозавода и его дочерние предприятия — Димитровградский автоагрегатный завод и Скопинский автоагрегатный завод.
       Кроме того, в августе 2003 года «СОК» стал собственником или совладельцем еще ряда предприятий, поставляющих комплектующие на «АвтоВАЗ». В частности, теперь группе принадлежат ЗАО «Мотор-Супер», «ВАЗинтерСервис» и некоторые другие компании. По экспертным оценкам, «СОК» уже держит в своих руках 30 процентов производства комплектующих и запчастей для машин марки ВАЗ. Причем эти мощности интенсивно развиваются с учетом прогнозируемого увеличения выпуска вазовских моделей на сборочных заводах «СОКа», а также на предприятиях, которые могут перейти в управление группы.
       Здесь любопытно и другое: нарабатывая опыт автомобильного производства полного цикла, «СОК» сегодня способен организовать в России и крупномасштабный выпуск иномарок. Неслучайно южнокорейская компания «КИА Моторс», которая раньше собирала свои модели для России в Калининграде, теперь ведет переговоры об автосборке именно на «Иж-Авто» в партнерстве с «СОКом».
       Правда, эксперты по российскому авторынку высказывают сомнения в реальности такого проекта. Хотя отдают должное менеджерам «СОКа», уже показавшим умение нестандартно мыслить и грамотно руководить производством. Под сомнение ставится другое: возможность сбыта внутри России 200 тысяч новых иномарок одной компании. Хотя продажи импортных машин растут весьма высокими темпами, общая емкость рынка (для новых иномарок) в ближайшие три-пять лет вряд ли превысит уровень 250—300 тысяч штук. Однако если в Ижевске действительно удастся реализовать такой проект (по образцу ВАЗа снизив цены с помощью ускоренной локализации производства автокомпонентов), это будет настоящим прорывом для российского автомобилестроения.
       
       Ныне всем ясно: без активного участия мировых автомобильных концернов российский автопром не поднять: не хватит технологий, конструкторского задела, умения организовать работу с мировым уровнем качества и т.д. Выход есть, и он уже неоднократно предлагался российской исполнительной власти. Во-первых, предоставить ощутимые льготы для полномасштабного производства в России автокомпонентов — чтобы привлечь в этот бизнес зарубежных производителей. Во-вторых, требуется на ближайшие 5—7 лет дополнительно повысить импортные пошлины на новые иномарки, что способно обеспечить приток инвестиций в российскую автомобильную отрасль.
       Известно, что автопроизводителю становится невыгоден прямой ввоз машин в страну при размере ввозной пошлины от 35 процентов и выше. А у нас она — лишь 25 процентов. Между тем в Индии пошлина на ввоз новых иномарок составляет 60 процентов, в Китае — 43 процента (до последнего времени была 51 процент), в Бразилии — 35 процентов. В итоге к ним везут заводы, а к нам — готовые машины. К тому же зарубежные автоконцерны, планирующие свою экспансию в Россию, совершенно не желают «конкурировать» здесь с собственной же продукцией пяти-десятилетней давности. А Россия последние десять лет ускоренно наводнялась подержанными иномарками, и только в нынешнем году, после повышения ввозных пошлин на «автостарье», этот поток начал снижаться.
       Но время было упущено, да и меры приняты все-таки недостаточные — и вот результат: «Toyоta», которая сначала собиралась организовывать производство на нашем Дальнем Востоке, уже строит свой завод не в России, а в Индии, где за ввоз подержанного автомобиля берут пошлину в 105 процентов (да еще действуют нетарифные барьеры). «Nissan» уже сооружает свой завод в Китае, куда ввоз «секонд-хенда» запрещен категорически. «Peugeot Citroёn» продолжит развитие бразильской автомобильной промышленности — туда тоже подержанные иномарки вообще не допускаются. И так далее.
       То есть ситуация в российском автопроме продолжает оставаться весьма сложной, и одними усилиями отечественных менеджеров — даже супервысокого класса — ее не исправить.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera