Сюжеты

ПОДАЛИ КОПЕЕЧКУ, ИЛИ 33% СЧАСТЬЯ

Этот материал вышел в № 74 от 06 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Предвыборный пиар стоимостью 20 «баксов» может обернуться для российских регионов экономической кабалой Если счастье в деньгах, то в самое ближайшее время все бюджетники должны стать как минимум на 33 процента счастливее: по решению...


Предвыборный пиар стоимостью 20 «баксов» может обернуться для российских регионов экономической кабалой
       

      
       Если счастье в деньгах, то в самое ближайшее время все бюджетники должны стать как минимум на 33 процента счастливее: по решению президента с первого октября этого года именно на столько увеличены оклады государственных служащих. Так, первый разряд единой тарифной сетки (ЕТС), он же минимальный размер оплаты труда (МРОТ), индексирован с 450 до 600 рублей.
       Бюджетники, несомненно, будут тронуты тем, что правительство озаботилось пополнением их кошельков хотя бы незадолго до выборов. Проблема заключается в другом: кому в конечном итоге придется оплачивать этот эффектный, но крайне дорогостоящий рекламный ход.
       
       «Косарь» для получки
       Смету акции, направленной на поддержание жизненного тонуса наиболее активной части российского электората, составить несложно. До недавнего времени среднестатистический бюджетник получал около четырех тысяч рублей в месяц. По крайней мере, именно такими данными располагает Галина Карелова, вице-премьер правительства России по социальным вопросам. После индексации эта сумма увеличится до пяти тысяч рублей. То есть прибавка составит в среднем тысячу рублей в месяц. Немного, но чертовски приятно.
       Зато в масштабах страны зарплатный довесок составит круглую сумму — 37,8 миллиарда рублей. Более четверти всех расходов на своевременно популярное решение президента составит прибавка окладов федеральных государственных служащих. Здесь Центру беспокоиться не о чем: рост благосостояния бюджетников, получающих зарплату из федерального кармана, обойдется всего лишь в 10,6 миллиарда рублей. Эти деньги, если верить «Российской газете», уже заложены в бюджет 2003 года.
       А регионам придется туго. Согласно закону, латать тарифную сетку должностных окладов каждый субъект Российской Федерации должен из собственных средств. Получается, что общими усилиями регионов необходимо собрать 27,2 миллиарда рублей. К примеру, в одной только благополучной нефтяной Тюменской области для того, чтобы повышение зарплаты не стало фикцией, до конца текущего года понадобится дополнительно собрать около 230 миллионов рублей. Скорее всего, другие, менее обеспеченные регионы с таким бременем не справятся: доходы субъектов Федерации и так были урезаны в пользу Центра. Если в 2002 году, по данным Счетной палаты РФ, в регионы попадали 45 копеек с каждого рубля консолидированного бюджета, то в этом – только сорок. (По крайней мере, об этом рапортует правительство.)
       
       Субъектов обязали скинуться
       Нехитрый подсчет показывает, что предвыборная прибавка к окладу, скорее всего, после всенародного волеизъявления автоматически превратится в долг по зарплате. А государственная ладонь, щедро одаряющая граждан, непроизвольно сложится в банальный кукиш.
       Первыми это поняли депутаты Госдумы. В предвыборный сезон забота о народном благе приобретает у них навязчиво-демонстративный характер. Подыгрывать популизму высшей государственной власти они не стали: Государственная Дума поддержала правительственные поправки в бюджет с существенной оговоркой: Центр должен помочь регионам, «пострадавшим» от непомерных затрат на зарплату. Правительство согласилось с доводами парламентариев и спешно отыскало еще десять миллиардов, которые по разнарядке получат небогатые российские регионы.
       До выборов этих денег должно хватить. Дальше – видно будет. Правда, уже сейчас неясно, откуда взять недостающие 6,8 миллиарда рублей. А вот в следующем году инициатива правительства может аукнуться новым кризисом в отношениях между Центром и регионами по поводу дележа бюджетных денег.
       На первый взгляд, правительство предусмотрело такой вариант развития событий: чиновники разработали целый план, как увеличить доходы субъектов Федерации. Если верить заявлениям первого замминистра финансов России Антона Силуанова, государственный бюджет 2004 года, по сравнению с нынешним главным финансовым документом страны, «перекроен» в пользу регионов. Теперь российская провинция получит 44 процента доходов консолидированного бюджета вместо сегодняшних сорока. Но эти четыре процента приходятся на долю налогов, которые не так-то просто собрать.
       
       Брешь в чужом бюджете
       Сейчас налоговые поступления сначала идут в один котел, а потом делятся между Центром и регионами. По мнению правительства, такая система неэффективна и, кроме того, порождает конфликты. Поэтому делить надо не проценты, а сами налоги: одни будут чисто федеральными, другие — отойдут в исключительное ведение регионов. Сколько соберешь, столько и потратишь. На этом основывается финансовая часть реформы государственного управления, концепцию которой разработал замглавы администрации президента России Дмитрий Козак. Вроде бы все справедливо.
       Но налог налогу рознь. Например, со следующего года регионы получат право собирать земельный налог, налог на имущество и акцизы с дизтоплива и горюче-смазочных материалов. Это, кстати, и есть те четыре процента, которыми «поделился» Центр. Оказывается, отдал он то, чего было не жалко. Сбор земельного и имущественного налогов – дело хлопотное и неприбыльное. Единой системы оценки как не было, так и нет. Зато есть многочисленные льготники. А акциз на топливо и ГСМ можно собирать там, где есть нефтеперерабатывающие заводы. Что с него будет иметь, к примеру, Еврейская автономная область – непонятно.
       Предельно ясно, что налоги, которые со следующего года уйдут в Центр, оставят в бюджетах многих регионов существенные бреши. Так, теперь правительство будет забирать не 80, а 95 процентов налога на добычу полезных ископаемых. Для нефте— и газодобывающих регионов этот налог был одним из основных источников доходов. Восполнить его потерю будет просто невозможно. Болезненным для бюджета всех без исключения российских регионов станет «выпадение» налога на прибыль.
       
       Денежный поводок для губернаторов
       Косвенно лишая регионы доходов, правительство в то же время нагружает их существенными дополнительными расходами. Индексация Единой тарифной сетки – как раз «из этой оперы». Выплата денег бюджетникам – дело государственной важности. Контролировать исполнение решения будет сам президент, поэтому, чтобы справиться с практически невыполнимой задачей, регионам придется ограничить себя в прочих тратах. Например, в расходах на перспективные инвестиционные проекты. Теперь многие регионы смогут заниматься ими только при участии Центра. Соответственно, решение о том, как именно должна развиваться экономика того или иного края, области или республики, будут принимать не местные жители, а чиновники из Белого дома.
       Понятно, что не все регионы справятся с возросшей нагрузкой, даже затянув до предела свои пояса. Самым неблагополучным из них в любом случае придется просить денег у Центра, причем не на инвестиционные излишества, а на выплату зарплат. А рука правительства не оскудеет только в том случае, если руководство дотационного региона сохранит лояльность центральной власти. Так что никакой строптивости. Иначе – получай демонстрации обманутых трудящихся под окнами собственной администрации. Как это важно для «партии власти» и самого президента на предстоящих выборах, я думаю, объяснять не нужно.
       Правительство перестраховалось и на тот случай, если деньги у местных руководителей все-таки найдутся. Разовой индексацией ЕТС кампания по росту благосостояния бюджетников не ограничится. Ее объявленная стратегическая задача – довести МРОТ до размера минимального прожиточного минимума. Этот постулат уже закреплен на уровне федерального закона.
       Напомним, что, по оценкам правительства, средний россиянин, чтобы сводить концы с концами, должен получать без малого 2300 рублей. То есть минимальный размер оплаты труда нужно поднять в четыре раза. Произойти экономическое чудо, по планам правительства, должно в ближайшие четыре-пять лет. При этом по большей части не за счет средств Центра.
       Федеральный бюджет – он не резиновый, в отличие от бюджетов местных.
       Наверное, именно так рассуждали авторы бюджетной поправки, изобретая завуалированную форму переноса ответственности с федеральной головы на местную. Механизм прост. Предполагается, что регионы-доноры могут по собственной инициативе повышать минимальный размер оплаты труда на своих территориях.
       Выборы сейчас идут не только в Центре, так что в финансово благополучных провинциях, вроде Москвы или нефтеносной Тюмени, правительственный почин, скорее всего, поддержат. Зато в менее обеспеченных регионах оппозиция получит неисчерпаемую пищу для критики политических противников: мол, посмотрите, как живут бюджетники у соседа! Бедные будут вынуждены тянуться за богатыми, надрывая собственную экономику и обращаясь за необходимыми денежными вливаниями к тому же правительству. Машина по финансовому закабалению президентов и губернаторов начнет работать бесперебойно.
       Даже если ситуация не будет развиваться по наихудшему сценарию, трюк правительства по оплате предвыборных расходов за счет регионов уже удался. Но он может иметь опасные последствия. Большинство регионов теперь будут вынуждены жить не по средствам. Их обескровленные бюджеты могут и не выдержать. Тогда придется вспомнить не самые приятные приметы недалекого прошлого: многочисленные реляции с периферии о прогрессирующих задержках по выплате зарплаты и шахтеров, стучащих касками по Горбатому мосту.
       
       Алексей ПОЛУХИН
     
       
       ОЦЕНКИ
       Владимир ЛЫСЕНКО — депутат Государственной Думы, член Комитета по делам Федерации и региональной политики:
       — По поводу повышения зарплаты бюджетникам мы провели уже два заседания нашего комитета. Ситуация в регионах просто аховая. Некоторым отраслям, ну например силовикам, денег добавили, а на регионы не выделили ни копейки, хотя инфляция, естественно, выросла. Около трети субъектов не имеют ресурсов для повышения зарплат. В этом году и так увеличились сроки невыплат зарплат. Мы, конечно, требуем внести соответствующие поправки. Ведь политика последних трех лет направлена на то, чтобы из субъектов Федерации все деньги уходили в Центр. Многие губернаторы напуганы и встревожены происходящим. Да и у нас в комитете зреет серьезное недовольство.
       Виктор АГАФОНОВ — заместитель министра финансов Саратовской области:
       — У регионов недостаточная база доходов, поэтому многим будет очень сложно повысить зарплаты бюджетникам. А Министерство финансов РФ перекладывает все на нас. Те деньги, что они выделяют, покрывают лишь небольшую часть расходов регионов (около 30%), и при существующей системе распределения доходов мы поставлены в незавидное положение. Мы вынуждены обращаться за дополнительной помощью в Центр, но поддержка поступает явно недостаточная.
       Юрий ЛИНК — глава администрации города Ноябрьск Ямало-Ненецкого АО.:
       — У нас никаких проблем в связи с повышением зарплаты бюджетникам не ожидается. При планировании бюджета города на 2003 год эта норма была в него заложена. Хочу сказать, что мы это повышение очень ждали, и более того, я с уверенностью могу сказать, что в начале следующего года Путин снова выступит с такой же инициативой. Как глава администрации города скажу, что мы очень довольны повышением зарплаты бюджетникам.
       

       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera