Сюжеты

СКАЗКА ПРО БОЛЬШУЮ ПОЛИТИКУ

Этот материал вышел в № 75 от 09 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Однажды в Мексике» — заключительная часть трилогии Роберта Родригеса о похождениях отчаянного музыканта со стреляющей гитарой После безумного успеха «Эль Мариачи» («Музыкант», 1992), сделанного буквально «на коленках» за $7 тыс., старший...


«Однажды в Мексике» — заключительная часть трилогии Роберта Родригеса о похождениях отчаянного музыканта со стреляющей гитарой
       
       После безумного успеха «Эль Мариачи» («Музыкант», 1992), сделанного буквально «на коленках» за $7 тыс., старший товарищ Родригеса по постмодернизму Квентин Тарантино напророчил молодому режиссеру славу Серджио Леоне и посоветовал реанимировать старый добрый вестерн. Бюджет «Отчаянного» («Desperado», 1997) — уже $7 млн — был потрачен на спецэффекты и гонорары малоизвестным мексиканским актерам Антонио Бандерасу и Сальме Хайек.
       Так в Голливуде появился настоящий мачо, в мире пошла мода на крутобедрых красоток и зажигательную музыку «латино», а траектория полета пули и симметрично разлетающиеся мозги в приключенческих боевиках стали важнее сюжетной интриги. Любимой темой Родригеса, освоившего молодежные ужастики («Факультет») и фильмы про детей-шпионов, остается кровь на песке — эффектные разборки голливудских звезд в пыли мексиканских дорог.
       В «Однажды в Мексике» он был режиссером, и сценаристом, и продюсером, и композитором, и трюки изобретал… Даже сам готовил еду для съемочной группы, лишь бы хватило на гонорары всему созвездию: Джонни Деппу, Микки Рурку, Уильяму Дефо, Еве Мендес и Энрике Иглесиасу, которому в фильме дали не только спеть, но и пострелять.
       Изрядно подуставший Бандерас продолжает бороздить родные просторы и бренчать на гитаре под малиновые закаты. Глаз не видно за спутанными волосами, смертоносный черный кофр сдан на хранение, но счастья нет — жена Каролина с маленькой дочкой убиты капитаном Маркесом где-то между второй и третьей серией, так что нечеловечески красивую Сальму Хайек мы увидим только в снах и воспоминаниях героя.
       Из прострации героя выводит обаятельный мерзавец Джонни Депп — виртуозно стреляющий с трех рук тайный агент ЦРУ. Чтобы предотвратить свержение правительства, он вербует «мариачи» к себе в помощники. Но музыкант соглашается только ради кровной мести: идеолог военного переворота капитан Маркес — убийца его семьи.
       Русские кинокритики в Венеции сравнивали этот мутный сюжет с «Антикиллером» — где же еще воскресают убитые герои, а три пули в животе не мешают светским беседам?
       Но в мексиканских сказках Родригеса надо искать не смысла, а удовольствия. Как в детстве: просто захватывает дух от опасности — и волшебная палочка не кажется условностью.
       Между черными дырами сценария можно разглядеть сеанс одновременной стрельбы с четырех углов, свадьбу в кандалах и бегство по отвесной стене ловких, как Тарзан, молодоженов, изгиб гитары черной и тень на щеке Сальмы Хайек… Музыкант уходит в титры с президентской перевязью на плече — как и полагается Иванушке-дурачку, который нехотя обвел всех вокруг пальца. Только музыка уже не та, да и Джонни Депп, то элегантно потрошащий труп, то — с пустыми, обрамленными запекшейся кровью глазницами — безошибочно стреляющий на слух во все, что движется против него, — образ более мощный и сокрушительный, чем мелодраматически расслабленный Бандерас.
       Родригес прощается с девяностыми — с играющим, любующимся собой, провоцирующим реальность кино. И не случайно героев заключительной части сказки волнует не большая любовь, а большая политика. А для тех, кого еще волнует большое кино, остается ностальгия по жаркому вестерну — достойный способ встретить осень.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera