Сюжеты

НЕ ГОРЮЙ, МОСКВА!

Этот материал вышел в № 75 от 09 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Впервые за 20 лет к нам приедут самые культурные грузины За минувший месяц в столице прошли Дни культуры Болгарии, Киргизии, Белоруссии… Еще год назад о Днях Грузии невозможно было мечтать. И хотя фестиваль грузинской культуры в РФ...


Впервые за 20 лет к нам приедут самые культурные грузины
       
       За минувший месяц в столице прошли Дни культуры Болгарии, Киргизии, Белоруссии… Еще год назад о Днях Грузии невозможно было мечтать. И хотя фестиваль грузинской культуры в РФ продлится всего четыре дня — с 13-го по 16 октября, посол Грузии в Москве Зураб АБАШИДЗЕ говорит, что это самое масштабное культурное событие за последние двадцать лет.
       
       — Хочется верить, что мероприятия фестиваля адресованы не только грузинской диаспоре в Москве. На какого зрителя они рассчитаны?
       — При всем уважении к грузинской диаспоре организаторы — Министерства культуры России и Грузии — обращаются к широкой московской аудитории. Мы ждем друзей. Акцент делается на новых именах и лицах. Если наши знаменитости — такие, как Зураб Соткилава, Нина Ананиашвили, Вахтанг Кикабидзе, — признаны в России давно, то за десять—двенадцать лет независимости Грузии появились новые люди, которых здесь не знают. Театр Шота Руставели хорошо известен, а начинавший в 90-х маленький, но безумно популярный сейчас в Тбилиси «Театральный подвал» приезжает впервые. И с основанным Котэ Махарадзе театром «Верико» москвичи еще не знакомы — на фестивале покажут спектакли Чхеидзе «Любовная отповедь» в исполнении Софико Чиаурели и «Контрабас», поставленный вместе с Тбилисским институтом Гете. Вместо фольклорного ансамбля, несколько раз выступавшего в Москве, приезжает ансамбль «Эрисиони» — очень популярный, хорошо принятый во Франции. А в день открытия на сцене Большого театра мы увидим и услышим звезд первой величины. Многих прославленных соотечественников пришлось ловить между гастролями — и они приехали из Европы буквально на один-два дня. Это пианист Александр Торадзе, певица Иано Алибегашвили, скрипачка Лиана Искаридзе. Тут комментарий излишен.
       — То есть можно говорить о современном грузинском искусстве. А какое в нем соотношение традиции и новаторства?
       — В Грузии традиционно сильная школа классической музыки — она и дальше развивается. Если посмотрим на эстраду, там остается мелодика народной музыки. Что касается художников, у каждого — свой стиль, но яркие национальные краски присутствуют всегда, в каком бы жанре они ни работали. И это не может быть чуждо российскому зрителю.
       — И все же фестиваль показывает официальное лицо грузинской культуры. А если бы рок-группа подала заявку на участие — ее бы приняли?
       — Отбор проводит Минкульт Грузии, российская сторона может только советовать, исходя из интересов аудитории. Но в итоге мы привозим самых знаменитых артистов! А что касается вкусов — в программе и классика, и эстрада, и джазовые вечера…
       — После прекращения деятельности Фонда Сороса на территории Грузии складывается ощущение, что вы не одобряете негосударственные инвестиции в культуру. Это попытка отгородиться от интернационального влияния?
       — Нет, это совсем не так! Деятельность благотворительных фондов очень активна. Например, у Всемирного банка — масштабная программа в области культуры и просвещения. Были критические высказывания со стороны руководства страны по поводу того, что Фонд Сороса делал в области политики, но не в культуре. Сегодня у нас нет ни стратегической линии, ни средств, которые мы могли бы предложить вместо благотворительных программ.
       — То есть культуру надо отделять от политики?
       — Отделить полностью никогда не удастся. А элементы мини-глобализации грузинская культура впитывала веками. В нашей истории были и армяне, и греки, и евреи, и русские, и позднейшие связи с Европой — в общем, все варились в одном котле. Открытость, способность сочувствовать долей сердца каждой культуре заложены в самом грузинском характере. И неприятия новых веяний никогда не было. Неприемлемы только вульгарные, откровенно коммерческие вещи.
       — Это принципиальный момент — то, что музыка доминирует на фестивале?
       — Классическая музыка — паспорт культуры, но мы стремимся показать весь культурный срез. Мне очень жаль, что не будет новой литературы, что мы не привезли делегацию поэтов и писателей. К сожалению, не будет представлено современное грузинское кино. Ретроспектива нас не устраивает. А снимают сейчас, сами понимаете, не так, как когда за нами стоял бюджет огромной страны. Первые годы все было совсем запущено, сейчас заметны симптомы оживления. Создан киноцентр, из-за отсутствия денег пока что занимающийся короткометражками. Полноценные фильмы снимаются в основном в копродукции с Западом — зато они радуют. Неделю назад на кинофестивале в Сан-Себастьяне главный приз — «Золотую раковину» — увез грузинский режиссер Дито Цинцадзе. В конкурсе победил его фильм «Когда страшно стрелять», снятый в Германии и посвященный судьбе эмигранта.
       — Как вы относитесь к тому, что добившиеся успеха соотечественники живут за рубежом?
       — То, что талантливые люди из маленькой страны ищут большие пространства, — явление нормальное. Большому таланту нужен весь мир. Так исторически сложилось — для того чтобы реализовать себя в искусстве, грузину надо покорить Москву, Петербург, Париж.
       — Не все таланты дают повод для гордости. Может ли, например, Валерий Меладзе с его вкладом в культуру считаться достойным сыном грузинского народа?
       — Это зависит в первую очередь от самоощущения каждого деятеля. Национальность человека определяется не только по фамилии и паспорту. Участники нашего фестиваля — граждане разных стран; у пианиста Александра Торадзе, например, американское гражданство, но он, как вы сказали, «достойный сын грузинского народа». Мы подбираем их не по паспортам, а по культуре — со всех концов мира. Жаль, что Николай Цискаридзе не смог вырваться с гастролей, а первый тенор Большого театра Бадри Майсурадзе сейчас в Японии.
       — Дирекция киноцентра недавно отказалась показывать документальные фильмы о Чечне. Грузинские спектакли и концерты пройдут на лучших культурных площадках города. В какой атмосфере проходила организация фестиваля?
       — В самой доброжелательной. По сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась — ведь столько усилий было предпринято… Я не преувеличиваю возможности культуры, но мы надеемся, что фестиваль станет импульсом к расширению гуманитарных связей, что аналогичные мероприятия пройдут и в Тбилиси.
       
       P.S. Программа фестиваля — на сайте www.gruzia.ru
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera