Сюжеты

ДАВАЙТЕ СОЗДАДИМ МИНИСТЕРСТВО ОТКАТОВ

Этот материал вышел в № 76 от 13 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Развал монополий приведет к созданию новых Не дает покоя судьба премьер-министра. Если дело и дальше так пойдет, то Касьянов может оказаться первым в истории главой кабинета без портфеля. Ведь список ведомств, которые достойны торгов, не...


Развал монополий приведет к созданию новых
       
       Не дает покоя судьба премьер-министра. Если дело и дальше так пойдет, то Касьянов может оказаться первым в истории главой кабинета без портфеля. Ведь список ведомств, которые достойны торгов, не ограничивается реорганизованным МПС. Вместо Минсвязи могут создать РАО «Антенна» и ОАО «Почта», вместо Госкомрыболовства — РАО «Русская чешуя», а рост капитализации ЗАО «ФСБ» и ООО «Армия» станет предметом кухонных дискуссий.
       Вообще-то эта, в сущности, элементарная идея, на десятом году жизни пришедшая в голову руководству страны, лишний раз подтверждает своеобразие нашей державы. В свое время создавали совнаркомы, которые с натяжкой можно приравнять к акционерным обществам, потом их преобразовали в министерства, потом — в комитеты, снова — в министерства, теперь вот — в настоящие ОАО, правда, государственные…
       Зато теперь чиновникам МПС не нужно объяснять, почему скромный клерк получает такие деньги, сидя на государственной железной дороге. А теперь все легально, как и необязательность согласования с правительством путей перемещения денежных потоков. На то есть совет директоров, председателя которого премьер-министр, даже если встанет на уши и на них пройдется, просто так снять не в состоянии — должность-то выборная.
       Правда, все расходы и доходы железнодорожников могут быть подвержены аудиту и по закону становятся более видимыми. Хотя практика наблюдений за окружающей действительностью подсказывает, что государственные ОАО — структуры любвеобильные и потому количество их «дочек», которые тянут из «материнской» корпорации последние крохи, иногда неизвестно даже им самим.
       Конечно, можно предположить, что именно для того все и затеяно. Но почему-то хочется надеяться, что наши гении в правительстве уже придумали, как заставить все эти присоски платить налоги. Хотя ошибка в расчетах, по крайней мере для тех, кто ее совершил, ничем дурным не обернется — никто и никогда еще не посадил в тюрьму ни одного утописта, начиная от Фомы Аквинского и заканчивая Гайдаром.
       На самом деле лазеек для утечки денег больше, чем кажется на первый взгляд. Наше железнодорожное ведомство теперь символизирует собой российский герб, поскольку две головы имеют один желудок. ОАО-то появилось, но и МПС никуда не пропало — оно по-прежнему распоряжается тарифами, кому-то объявляя скидки, кому-то предоставляя льготные условия, что по традиции подразумевает откат. Чиновники все равно своего не упустят, а ответственности меньше — ведь само министерство пополнило число госструктур, не имеющих предмета руководства.
       Зачем нужно, например, Министерство топлива, если вся нефть растеклась по компаниям? Зачем нужно Министерство энергетики, если везде Чубайс? Очевидно, задача этих ведомств, как и целого ряда других (например, Минприроды), пилить квоты и проводить тендеры. Ну так давайте создадим одно министерство по целевому пилению квот и будем туда назначать на один год наиболее ценных сотрудников.
       Ко всему прочему, создание ОАО — серьезный шаг к приватизации всей отрасли. Именно согласно такой схеме «нефтянка» как раз и перестала быть собственностью государства. И, судя по всему, подобная реструктуризация ожидает все государственные естественные монополии.
       А, собственно, почему бы и нет? Правда, при этом еще нужно понять, на каких условиях приватизация будет проводиться, кто и как это будет делать. Мы уже пережили опыт раздачи за копейки нефтяных и металлургических ресурсов. Очевидно, что теперь продавать будут задорого. Тогда — кому?
       Сомнительно, что читатели «Новой газеты» смогут купить серьезный пакет акций, например, Октябрьской железной дороги, кусочек газопровода Уренгой — Помары — Ужгород или хотя бы одну турбину Саяно-Шушенской ГЭС. Все это смогут приобрести только те, у кого в наличии безумное количество денег. Узок круг этих людей в нашей стране, все более напоминающей Таиланд, в котором 10 кланов владеют абсолютно всем и при этом максимально приближены к главе государства, являясь его опорой и гарантами того, что именно этот конкретный Гарант будет еще долго гарантировать Конституцию.
       Продолжим логическую цепочку: вся эта приватизация, дробление государственных монополий, на самом деле приведет не к созданию рыночной конкурентной среды, а к образованию новых сверхмонополий. Только частных. Но страшно зависимых от тех, кто позволил им стать еще богаче.
       

       ведущий рубрики «Новой газеты»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera