Сюжеты

КЛОУН УСТАЛ!

Этот материал вышел в № 76 от 13 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

КЛОУН УСТАЛ! Корни у просветительства на телеэкране давние. Программа «Очевидное—невероятное» жива и сегодня, хотя значительный интерес к жанру поутих. Когда появился Гордон со своими метафизическими дискуссиями, сложилось мнение, что...


КЛОУН УСТАЛ!
       

         
       Корни у просветительства на телеэкране давние. Программа «Очевидное—невероятное» жива и сегодня, хотя значительный интерес к жанру поутих. Когда появился Гордон со своими метафизическими дискуссиями, сложилось мнение, что научно-просветительский жанр ожил. Однако аудитория Гордона осталась весьма узкой. Во всем существует понятие середины. Таковой можно — хотя и с натяжкой — считать программу Светланы Конеген. «Деликатесы» в последнее время все больше напоминают научный тележурнал. Чтобы из первых рук узнать, в чем причина таких метаморфоз, я отправился в гости к «самой экстравагантной ведущей». В частной беседе, без телевизионного грима и колких интонаций в голосе, телеведущая предстала серьезным, очень озабоченным человеком.
       Разумеется, я и раньше понимал, что экранный образ Конеген — своего рода винтаж, срежиссированный прикол. А сейчас имел возможность убедиться, что Светлана на экране и в жизни — два разных человека. И тот, кому по душе экранный вариант, возможно, был бы разочарован реальным.
       
       — Резко меняя стиль «Деликатесов» с иронично-скептического на научно-популярный, не боитесь потерять зрительскую аудиторию?
       — Изначально программа действительно была откровенно развлекательной. В принципе начальство априори на этом и настаивало. Сейчас же она все больше приобретает другой объем, другие углы, другие аспекты и рассчитана на гораздо более сложного зрителя, хотя, насколько я знаю, публика, не отягощенная интеллектуальными проблемами, смотрит ее тоже с большим удовольствием.
       — Нет ли у вас ощущения, что для того, чтобы привлечь внимание «неотягощенной» публики, вы просто профанируете тему?
       — Наука в своем чистом, академическом виде может присутствовать на TV только в адаптированном варианте. Телевидение должно адаптировать некий научный материал, чтобы он стал доступен массовому зрителю. Просветительскую функцию телевидения следует возродить. Мы, собственно, и пытаемся теми способами, которыми владеем, привлечь зрительское внимание. Во что это выльется завтра, в том числе в рамках нашей программы, я не знаю.
       — Канал «Культура» является «последним оплотом» и своего рода отдушиной думающего зрителя. Вы сами смотрите «Культуру»? Это ваш канал?
       — Откровенно вам скажу, что канал «Культура» ни я, ни большинство моих друзей не смотрят. Дело в том, что в целом содержание канала и отдельные его программы рассчитаны на очень специального зрителя, и он, думаю, сильно не юн.
       — Сергей Капица, тридцать лет назад создав «Очевидное — невероятное», говорил на особом телеязыке со зрителем не только любопытствующим, но и образованным. А как вы общаетесь со своим зрителем?
       — Я очень люблю и уважаю Сергея Петровича, но его программа сейчас — своеобразный раритет на телеэкране. И в то же время вечный бренд, у которого всегда найдется свой потребитель. Многие поколения выросли на ней. Когда начиналась «Очевидное — невероятное», то ее тема, язык и содержание были всем понятны и узнаваемы. Но ведь этого уже давно нет. Что же касается нас, то мы пытаемся ломать точки зрения, авторитеты и языки, бесконечно их перемешиваем, чтобы создать некую языковую интригу для разного рода зрителя. Я могу, например, начать фразу, имитирующую научный дискурс, и на середине где-нибудь сказать: «А на фига?» — и поломать, и скатить ее в какой-нибудь молодежный сленг. Вот так мы, простите, обманываем народ, и народ с удовольствием обманывается.
       — Уверены, что это так?
       — Просто знаю.
       — Кто помогает вам готовиться к эфиру, ведь программа записная, а значит, многие оригинальные реплики приходится придумывать заранее?
       — Мы с режиссером Валерой Беловым за восемь лет совместной работы на телевидении срослись в некий единый творческий организм, все построено на взаимном доверии, хотя какие-то темы он не трогает. Ну как вы себе представляете, чтобы я читала чужой текст? Это абсурд.
       Перед тем как пригласить собеседника в студию, нужно провести большую подготовительную работу. Программа сейчас действительно серьезная, она требует не менее серьезной подготовки. Темой одной из последних программ стали стволовые клетки — совершенно новое открытие современных ученых. Приходится штудировать массу специального материала. Валера отчасти совмещает редакторские функции. А вообще, вы знаете, смешно делить — это все равно что делить своего ребенка со стороны мамаши и со стороны папаши, распиливая его ножиком. В конечном итоге это небезопасно, прежде всего — для ребенка.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera