Сюжеты

СТРАХОВЩИКИ И ПРЕДВЫБОРНАЯ КАССА

Этот материал вышел в № 78 от 20 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Для кого устанавливаются правила и налоги Государственная Дума в приступе предвыборного человеколюбия наложила мораторий на закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Но не факт, что предвыборное рвение депутатов...


Для кого устанавливаются правила и налоги
       
       Государственная Дума в приступе предвыборного человеколюбия наложила мораторий на закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Но не факт, что предвыборное рвение депутатов получит одобрение в правительстве.
       Страховка — институт демократического общества, когда все равны перед законом.
       Наши же автомобилисты делятся на три сословия. Первое — простолюдины, которым страховка не по карману. Второе — знать. У знати вместо страховки — гаишники. Платишь им деньги, и в акте, составленном по факту аварии, будет написано, что дорожный столб, напившись, сорвался с места и предательски обкрутился вокруг «Гелендвагена», помяв ему бока и фары.
       И третье сословие — высшее руководство. Оно априори не может быть виновато в дорожных авариях, потому что ездить по встречной полосе — это преступление для всех и привилегия для власти. Помните, в прошлом году на Арбате машина из кортежа президента насмерть забодала «Фольксваген»? Какая там страховка пострадавшим? Там премия тем, кто сбил!
       То есть на Западе власть — это такие ребята, которые следят за соблюдением правил. В России власть — это те, кому позволено правило нарушать. И никому это не видно и не слышно так хорошо, как автовладельцу, стоящему в пробке, пока по встречной полосе проносятся машины с «мигалками».
       Это я к тому, что даже с чисто социологической точки зрения обязательное страхование автогражданской ответственности выполняет в России другие функции. В данном случае — функции налога, собираемого государством в пользу частных страховых компаний.
       В неофициальных разговорах эксперты страховых компаний говорят, что если при нормальной страховке на 100 рублей, собранных с клиента, приходится 80 рублей выплат, то при обязательном страховании автогражданской ответственности на 100 рублей собранных приходится 5 рублей выплат.
       Размеры страховой премии определялись на основании статистики ГИБДД. ГИБДД — орган, как вы сами понимаете, абсолютно бескорыстный. И даже помыслить себе нельзя, чтобы начальство в ГИБДД обращалось с отчетностью в случае большой нужды менее строго, чем инспектор с пьяным водителем. Кроме этого, в расчетах также участвовал департамент страхового надзора Минфина. Ясное дело: орган тоже страховщикам ну совершенно незнакомый.
       Так что мало того, что для большинства населения тарифы по обязательной страховке повысились чуть ли не вдвое по сравнению с тем, что они платили добровольно, а выплаты, наоборот, понизились (общая сумма автогражданской страховки составляет 400 тыс. руб., но поделены эти деньги так хитро, что полную сумму практически и не выплатить). Закон составлен так, что при желании страховку можно вообще не платить. Вернее, заплатить пострадавшему — и взыскать с владельца машины.
       Выплаченную страховую премию можно взыскать с владельца машины, если он был пьян. Или если машину вел человек, не вписанный в страховое свидетельство. Или если столкновение было умышленным: а как это доказать, и на чью сторону станет ГИБДД при рассмотрении дела в суде: на сторону владельца старенькой иномарки или на сторону компании-миллионера?
       Да, можно обойтись и без ГИБДД. Ведь страховой взнос вычислить очень сложно, он зависит от множества коэффициентов, а коэффициенты зависят от сведений, которые вы предоставили о себе. И вот представьте себе, что вы забыли что-то сказать страховому агенту. Или перепутали. Или он перепутал. Ну, допустим, вы забыли упомянуть, что в возрасте пяти лет вы переболели гриппом. Или что в возрасте семи лет упали с дерева. А вдруг от этих сведений зависела сумма страховки? И тогда окажется, что вас застраховали по слишком низкой ставке и ваша страховка недействительна.
       Этот фокус даже западные деловые компании охотно проделывают: окажутся ли наши стандарты выше западных?
       Зачем нужно страхование автогражданской ответственности, вполне понятно. Непонятно другое: зачем устанавливать законом тариф? Ведь страховка — это не монопольная услуга вроде газа, почти 200 компаний готовы нас застраховать, тарифы в таком случае спокойно мог бы установить сам рынок, и они вряд ли превысили бы тарифы добровольного страхования.
       Очевидно, на этот вопрос существуют два ответа. Один ответ: тарифы пролоббировали сами страховщики. Другой — власть нуждается в черной кассе, и не одному же «Газпрому» оплачивать выборы. Налог, установленный властью в пользу страховщиков, в этом случае не только в пользу частных компаний. И не факт, что предвыборное рвение депутатов получит одобрение в правительстве.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera