Сюжеты

СТРАХОВЩИКИ И ПРЕДВЫБОРНАЯ КАССА

Этот материал вышел в № 78 от 20 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Для кого устанавливаются правила и налоги Государственная Дума в приступе предвыборного человеколюбия наложила мораторий на закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Но не факт, что предвыборное рвение депутатов...


Для кого устанавливаются правила и налоги
       
       Государственная Дума в приступе предвыборного человеколюбия наложила мораторий на закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Но не факт, что предвыборное рвение депутатов получит одобрение в правительстве.
       Страховка — институт демократического общества, когда все равны перед законом.
       Наши же автомобилисты делятся на три сословия. Первое — простолюдины, которым страховка не по карману. Второе — знать. У знати вместо страховки — гаишники. Платишь им деньги, и в акте, составленном по факту аварии, будет написано, что дорожный столб, напившись, сорвался с места и предательски обкрутился вокруг «Гелендвагена», помяв ему бока и фары.
       И третье сословие — высшее руководство. Оно априори не может быть виновато в дорожных авариях, потому что ездить по встречной полосе — это преступление для всех и привилегия для власти. Помните, в прошлом году на Арбате машина из кортежа президента насмерть забодала «Фольксваген»? Какая там страховка пострадавшим? Там премия тем, кто сбил!
       То есть на Западе власть — это такие ребята, которые следят за соблюдением правил. В России власть — это те, кому позволено правило нарушать. И никому это не видно и не слышно так хорошо, как автовладельцу, стоящему в пробке, пока по встречной полосе проносятся машины с «мигалками».
       Это я к тому, что даже с чисто социологической точки зрения обязательное страхование автогражданской ответственности выполняет в России другие функции. В данном случае — функции налога, собираемого государством в пользу частных страховых компаний.
       В неофициальных разговорах эксперты страховых компаний говорят, что если при нормальной страховке на 100 рублей, собранных с клиента, приходится 80 рублей выплат, то при обязательном страховании автогражданской ответственности на 100 рублей собранных приходится 5 рублей выплат.
       Размеры страховой премии определялись на основании статистики ГИБДД. ГИБДД — орган, как вы сами понимаете, абсолютно бескорыстный. И даже помыслить себе нельзя, чтобы начальство в ГИБДД обращалось с отчетностью в случае большой нужды менее строго, чем инспектор с пьяным водителем. Кроме этого, в расчетах также участвовал департамент страхового надзора Минфина. Ясное дело: орган тоже страховщикам ну совершенно незнакомый.
       Так что мало того, что для большинства населения тарифы по обязательной страховке повысились чуть ли не вдвое по сравнению с тем, что они платили добровольно, а выплаты, наоборот, понизились (общая сумма автогражданской страховки составляет 400 тыс. руб., но поделены эти деньги так хитро, что полную сумму практически и не выплатить). Закон составлен так, что при желании страховку можно вообще не платить. Вернее, заплатить пострадавшему — и взыскать с владельца машины.
       Выплаченную страховую премию можно взыскать с владельца машины, если он был пьян. Или если машину вел человек, не вписанный в страховое свидетельство. Или если столкновение было умышленным: а как это доказать, и на чью сторону станет ГИБДД при рассмотрении дела в суде: на сторону владельца старенькой иномарки или на сторону компании-миллионера?
       Да, можно обойтись и без ГИБДД. Ведь страховой взнос вычислить очень сложно, он зависит от множества коэффициентов, а коэффициенты зависят от сведений, которые вы предоставили о себе. И вот представьте себе, что вы забыли что-то сказать страховому агенту. Или перепутали. Или он перепутал. Ну, допустим, вы забыли упомянуть, что в возрасте пяти лет вы переболели гриппом. Или что в возрасте семи лет упали с дерева. А вдруг от этих сведений зависела сумма страховки? И тогда окажется, что вас застраховали по слишком низкой ставке и ваша страховка недействительна.
       Этот фокус даже западные деловые компании охотно проделывают: окажутся ли наши стандарты выше западных?
       Зачем нужно страхование автогражданской ответственности, вполне понятно. Непонятно другое: зачем устанавливать законом тариф? Ведь страховка — это не монопольная услуга вроде газа, почти 200 компаний готовы нас застраховать, тарифы в таком случае спокойно мог бы установить сам рынок, и они вряд ли превысили бы тарифы добровольного страхования.
       Очевидно, на этот вопрос существуют два ответа. Один ответ: тарифы пролоббировали сами страховщики. Другой — власть нуждается в черной кассе, и не одному же «Газпрому» оплачивать выборы. Налог, установленный властью в пользу страховщиков, в этом случае не только в пользу частных компаний. И не факт, что предвыборное рвение депутатов получит одобрение в правительстве.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera