Сюжеты

НЕПРИЧЕСАННОЕ КИНО МЕКСИКИ

Этот материал вышел в № 78 от 20 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Вчера завершился фестиваль мексиканского кино Пока на большинстве российских экранов неутоленный мачо Бандерас «берет гитару» и показательно расстреливает ею соперников в лихой коммерческой трилогии «Однажды в Мексике», скромно, вторым...


Вчера завершился фестиваль мексиканского кино
       

     
       Пока на большинстве российских экранов неутоленный мачо Бандерас «берет гитару» и показательно расстреливает ею соперников в лихой коммерческой трилогии «Однажды в Мексике», скромно, вторым экраном прошел фестиваль мексиканского кино.
       
       Несколько полнометражных и короткометражных картин — в основном авторского кинематографа, последователей мастеров пламенного «независимого кино Мексики», прославившего их создателей в конце 60-х.
       Кинематограф Мексики — один из старейших в мире. Первые кинотеатры возникли еще в конце XIX века. У этого главного в Латинской Америке кинопотока — два больших рукава. Первый — старейший и популярнейший — сентиментальная мелодрама, чьи отголоски подчас докатываются до наших домов в виде душещипательных мыльных сериалов. Второй — документальное кино и так называемые фильмы-свидетельства. В фокус художественного исследования попадают не только взгляд на бурную историю страны (прежде всего революцию начала прошлого века), но проблемы, табуированные коммерческим кино. Среди наиболее знаменитых картин: «Карцер» — о старейшей тюрьме в Мехико Лекумберри, «Лас Покманчис» — о публичном доме с несовершеннолетними, «Предсказание» — о жизни провинциального местечка. При этом самые реалистические рассказы прослаиваются красками фантасмагории, высвечиваются жаром ацтекского солнца, мифологического сознания мексиканцев. Сквозь асфальт жестких социальных проблем пробиваются ростки фольклорных мотивов.
       В очередной раз мексиканский кинематограф прогремел пару лет назад, когда экраны мира буквально ошпарил брутальный, рвущий в клочья традиции кино «Сука-любовь» Алехандро Инарриту. И вот снова в зале аплодисменты. Так зрители встречают красавчика Гаэля Гарсиа Берналя — темпераментного протагониста жестокой «Суки-любви». Новый фильм «Преступление отца Амаро», напротив, по форме весьма традиционен, походит на медленное романное чтение. Но страницы этого романа тлеют в огне потаенных страстей, загнанных вглубь благочинного бытия провинциального городка. Прихожан здесь собирает к утренней службе звук колокола…записанный на аудиокассету, подключенную к динамикам. Образ Девы Марии полон кокетства и лукавства. В церкви во время службы играет жизнерадостный гитарный ансамбль. «Тело Христово» одна из прихожанок приворовывает для… кошек. В ее доме — алтарь из сломанных кукол и прочего хлама. Прекрасная, как мадонна, юная героиня столь любит Богочеловека, что, когда ласкает себя в ванной, думает лишь о любимом… Иисусе. Наркодельцы оказываются теснейшим образом связанными со служителями церкви и через пожертвования отмывают грязные деньги. А с амвона звучит пламенная речь молодого пастора, обрекшего возлюбленную на смерть. В его словах лжи ровно столько, сколько беззаветной и преданной веры в Бога. Огненный замес полярных страстей (которому мог бы позавидовать сам Жюльен Сорель) — главный магнит фильма. При этом его внутренний пафос артикулируется в духе романа-поучения с самыми простыми постулатами: как должны поступать священники, прихожане, юные девушки. И что может случиться, преступи они заповеди.
       Фильм «Преступление отца Амаро» снят по мотивам сатирического романа Х1Х века в уникальном жанре религиозно-эротической драмы. Похоже, это взрывоопасное сочетание и превратило картину в первый хит мексиканского киносезона, собравший в стране около трех с половиной миллионов евро. Фильм проклят католической церковью за «явные происки нечистого». Главный враг картины — архиепископ Альберто Суарец Инда.
       Святым отцам есть от чего прийти в ужас. Если посвятивший себя Богу юный священник под предлогом изучения с прихожанкой катехизиса занимается с ней сексом под голубым одеялом с изображением Девы Марии… Но, похоже, протесты священников еще более воспаляют интерес зрителей к фильму. О подобной «рекламной кампании» прокатчики и не мечтали. Российские ортодоксы высказаться не успели, может, поэтому и особого интереса у нас к фильму нет. Можно сказать, российские прокатчики его просто заживо похоронили, так и не выпустив на экраны. Теперь фильм, номинированный на «Оскар» и «Глобус», киноманы будут отлавливать лишь на неделях и фестивалях арт-хаузного кино.
       На первый взгляд «Лики Луны» — картина совершенно феминистская: пять женщин-режиссеров из разных стран на фестивале в Мехико должны выбрать лучшую женскую картину. Но что такое женская картина? Для режиссера Гиты Шифтер закулисье фестиваля — закулисье внешне состоявшихся судеб пяти героинь. Их надежды, фантазии, разочарования, крушения. Плата за однажды сделанный выбор. Если в фильме и возникает проблема феминистских взглядов, то лишь как исследование причин их возникновения.
       Кажется, Уайльд заметил, что сердца созданы лишь для того, чтобы разбиваться. Букет разбитых сердец собирает в своем многоквартирном фильме режиссер Рафаэль Монтеро. Фильм, в духе муралистов собранный из микросюжетов в монументальное панно, — показательнейший пример популярного жанра «свидетельство». Ибо фиксирует он драматичное социальное явление нынешней Мексики: в период затяжного экономического кризиса происходит трагедия исчезновения среднего класса, скатывающегося на обочину жизни. Еще вчера благополучные бизнесмены, служащие, пенсионеры — на глазах соседей превращаются в нищих, не способных прокормить себя и свою семью, заплатить за жилье. Многоквартирный дом-улей со множеством окошек, за каждым из которых — драма людей, не способных устоять против тотального натиска социальной катастрофы. Подростка и его мать, вынужденную идти на панель. Благополучного председателя кооператива, обанкротившегося и прибитого инсультом. Мелкого служащего, вынужденного совершить крупное мошенничество. Любящей друг друга пары, брак которых крушит безнадежное безденежье.
       Каждое утро соседи встречаются в подъезде, спрашивают друг друга: «Как дела?» и улыбаются, в то время как тускнеют их души, а тела к следующему утру распластываются аккурат у входа в подъезд. «Разбитые сердца» — не только эмоциональное художественное высказывание; с пафосом газетной передовицы фильм формулирует: если социальное устройство несправедливо и не решает проблем человека, готового на это устройство работать, — значит, следует радикально менять неправильную систему.
       О достоинствах и недостатках современного мексиканского кино можно рассуждать долго. Но не оценить главного нельзя. В отличие от лощенного, прилизанного Голливуда, мучительных самокопаний европейцев, непричесанное кино Мексики отличает новизна рецептов приготовления сюжетов на раскаленном огне эмоциональности. Возможно, это в крови у ацтекских правнуков, онтологически готовых к катаклизмам. Вспоминается объявление в лифте, поразившее в свое время в Мексике Маяковского: «В случае землетрясения пользоваться лестницей».
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera