Сюжеты

НЕПРИЧЕСАННОЕ КИНО МЕКСИКИ

Этот материал вышел в № 78 от 20 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Вчера завершился фестиваль мексиканского кино Пока на большинстве российских экранов неутоленный мачо Бандерас «берет гитару» и показательно расстреливает ею соперников в лихой коммерческой трилогии «Однажды в Мексике», скромно, вторым...


Вчера завершился фестиваль мексиканского кино
       

     
       Пока на большинстве российских экранов неутоленный мачо Бандерас «берет гитару» и показательно расстреливает ею соперников в лихой коммерческой трилогии «Однажды в Мексике», скромно, вторым экраном прошел фестиваль мексиканского кино.
       
       Несколько полнометражных и короткометражных картин — в основном авторского кинематографа, последователей мастеров пламенного «независимого кино Мексики», прославившего их создателей в конце 60-х.
       Кинематограф Мексики — один из старейших в мире. Первые кинотеатры возникли еще в конце XIX века. У этого главного в Латинской Америке кинопотока — два больших рукава. Первый — старейший и популярнейший — сентиментальная мелодрама, чьи отголоски подчас докатываются до наших домов в виде душещипательных мыльных сериалов. Второй — документальное кино и так называемые фильмы-свидетельства. В фокус художественного исследования попадают не только взгляд на бурную историю страны (прежде всего революцию начала прошлого века), но проблемы, табуированные коммерческим кино. Среди наиболее знаменитых картин: «Карцер» — о старейшей тюрьме в Мехико Лекумберри, «Лас Покманчис» — о публичном доме с несовершеннолетними, «Предсказание» — о жизни провинциального местечка. При этом самые реалистические рассказы прослаиваются красками фантасмагории, высвечиваются жаром ацтекского солнца, мифологического сознания мексиканцев. Сквозь асфальт жестких социальных проблем пробиваются ростки фольклорных мотивов.
       В очередной раз мексиканский кинематограф прогремел пару лет назад, когда экраны мира буквально ошпарил брутальный, рвущий в клочья традиции кино «Сука-любовь» Алехандро Инарриту. И вот снова в зале аплодисменты. Так зрители встречают красавчика Гаэля Гарсиа Берналя — темпераментного протагониста жестокой «Суки-любви». Новый фильм «Преступление отца Амаро», напротив, по форме весьма традиционен, походит на медленное романное чтение. Но страницы этого романа тлеют в огне потаенных страстей, загнанных вглубь благочинного бытия провинциального городка. Прихожан здесь собирает к утренней службе звук колокола…записанный на аудиокассету, подключенную к динамикам. Образ Девы Марии полон кокетства и лукавства. В церкви во время службы играет жизнерадостный гитарный ансамбль. «Тело Христово» одна из прихожанок приворовывает для… кошек. В ее доме — алтарь из сломанных кукол и прочего хлама. Прекрасная, как мадонна, юная героиня столь любит Богочеловека, что, когда ласкает себя в ванной, думает лишь о любимом… Иисусе. Наркодельцы оказываются теснейшим образом связанными со служителями церкви и через пожертвования отмывают грязные деньги. А с амвона звучит пламенная речь молодого пастора, обрекшего возлюбленную на смерть. В его словах лжи ровно столько, сколько беззаветной и преданной веры в Бога. Огненный замес полярных страстей (которому мог бы позавидовать сам Жюльен Сорель) — главный магнит фильма. При этом его внутренний пафос артикулируется в духе романа-поучения с самыми простыми постулатами: как должны поступать священники, прихожане, юные девушки. И что может случиться, преступи они заповеди.
       Фильм «Преступление отца Амаро» снят по мотивам сатирического романа Х1Х века в уникальном жанре религиозно-эротической драмы. Похоже, это взрывоопасное сочетание и превратило картину в первый хит мексиканского киносезона, собравший в стране около трех с половиной миллионов евро. Фильм проклят католической церковью за «явные происки нечистого». Главный враг картины — архиепископ Альберто Суарец Инда.
       Святым отцам есть от чего прийти в ужас. Если посвятивший себя Богу юный священник под предлогом изучения с прихожанкой катехизиса занимается с ней сексом под голубым одеялом с изображением Девы Марии… Но, похоже, протесты священников еще более воспаляют интерес зрителей к фильму. О подобной «рекламной кампании» прокатчики и не мечтали. Российские ортодоксы высказаться не успели, может, поэтому и особого интереса у нас к фильму нет. Можно сказать, российские прокатчики его просто заживо похоронили, так и не выпустив на экраны. Теперь фильм, номинированный на «Оскар» и «Глобус», киноманы будут отлавливать лишь на неделях и фестивалях арт-хаузного кино.
       На первый взгляд «Лики Луны» — картина совершенно феминистская: пять женщин-режиссеров из разных стран на фестивале в Мехико должны выбрать лучшую женскую картину. Но что такое женская картина? Для режиссера Гиты Шифтер закулисье фестиваля — закулисье внешне состоявшихся судеб пяти героинь. Их надежды, фантазии, разочарования, крушения. Плата за однажды сделанный выбор. Если в фильме и возникает проблема феминистских взглядов, то лишь как исследование причин их возникновения.
       Кажется, Уайльд заметил, что сердца созданы лишь для того, чтобы разбиваться. Букет разбитых сердец собирает в своем многоквартирном фильме режиссер Рафаэль Монтеро. Фильм, в духе муралистов собранный из микросюжетов в монументальное панно, — показательнейший пример популярного жанра «свидетельство». Ибо фиксирует он драматичное социальное явление нынешней Мексики: в период затяжного экономического кризиса происходит трагедия исчезновения среднего класса, скатывающегося на обочину жизни. Еще вчера благополучные бизнесмены, служащие, пенсионеры — на глазах соседей превращаются в нищих, не способных прокормить себя и свою семью, заплатить за жилье. Многоквартирный дом-улей со множеством окошек, за каждым из которых — драма людей, не способных устоять против тотального натиска социальной катастрофы. Подростка и его мать, вынужденную идти на панель. Благополучного председателя кооператива, обанкротившегося и прибитого инсультом. Мелкого служащего, вынужденного совершить крупное мошенничество. Любящей друг друга пары, брак которых крушит безнадежное безденежье.
       Каждое утро соседи встречаются в подъезде, спрашивают друг друга: «Как дела?» и улыбаются, в то время как тускнеют их души, а тела к следующему утру распластываются аккурат у входа в подъезд. «Разбитые сердца» — не только эмоциональное художественное высказывание; с пафосом газетной передовицы фильм формулирует: если социальное устройство несправедливо и не решает проблем человека, готового на это устройство работать, — значит, следует радикально менять неправильную систему.
       О достоинствах и недостатках современного мексиканского кино можно рассуждать долго. Но не оценить главного нельзя. В отличие от лощенного, прилизанного Голливуда, мучительных самокопаний европейцев, непричесанное кино Мексики отличает новизна рецептов приготовления сюжетов на раскаленном огне эмоциональности. Возможно, это в крови у ацтекских правнуков, онтологически готовых к катаклизмам. Вспоминается объявление в лифте, поразившее в свое время в Мексике Маяковского: «В случае землетрясения пользоваться лестницей».
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera