Сюжеты

КАК ЗАСТАВИТЬ ГОЛОСОВАТЬ СЕРДЦЕМ

Этот материал вышел в № 79 от 23 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Не стреляйте в социолога, он считает, как умеет В России голосуют сердцем, и сколько бы ни призывали здравомыслящие голосовать «другим местом», сердце электората остается главным органом голосования. Немецкая исследовательница Элизабет...


Не стреляйте в социолога, он считает, как умеет
       
       В России голосуют сердцем, и сколько бы ни призывали здравомыслящие голосовать «другим местом», сердце электората остается главным органом голосования.
       Немецкая исследовательница Элизабет Ноэль-Нойман описала явление, которое она назвала «спираль молчания». По ее мнению, в спорных вопросах люди чаще следуют установкам большинства, а не ищут собственную позицию и тем более не занимают сторону маргиналов.
       Как заставить людей голосовать сердцем, то есть как еще до выборов узнать, кто у нас большинство? С помощью социологов. Они утверждают, что погрешность их прогнозов — 2–3 процента.
       Только вот беда — социологов много, соответственно, много и прогнозов, и порой они отличаются не на 2 –3 процента, а в два — три раза.
       Возникает крамольная мысль: может быть, социологи и не ученые вовсе, а этакие партийные пропагандисты? А регулярная публикация рейтингов — форма партийной агитации?
       
       К примеру, фонд «Общественное мнение» утверждал, что, если бы выборы в Госдуму проходили в сентябре, «Единая Россия» получила бы 19% голосов, а РОМИР отдавал ей все 30%. По поводу коммунистов РОМИР разошелся с ВЦИОМом (тем, что без Левады), первые дают КПРФ 11%, вторые — аж 27%.
       (Сводные данные о прогнозах социологов см. на ДИАГРАММЕ 1).

       Фонд «Экспертиза» даже учредил Национальное агентство политических прогнозов (НАПП), задача которого — усреднять данные различных социологических институтов.
       По усредненным данным НАППа, случись выборы в августе, КПРФ получила бы 156 мандатов, «Единая Россия» — 138, ЛДПР — 29, «ЯБЛОКО» — 23, СПС — 21.
       А вот в сентябре, с началом избирательной кампании, ситуация стремительно поменялась: «Единая Россия» — 185 мандатов, у КПРФ — 135, у «ЯБЛОКА» и ЛДПР — по 21 месту, СПС мог бы рассчитывать на 22 места.
       Остается вопрос: данные НАППа — это золотая середина или сумма ошибок?
       Как бы то ни было, хочется понять, отчего вдруг в сентябре «единороссы» пошли в гору, а коммунисты так «просели»? Должна же быть тому объективная причина?
       Тот же НАПП усреднил чужие оценки (или ошибки?) мощности предвыборнах кампаний различных партий, и вот что получилось.
       (См. ДИАГРАММУ 2).

       На графике видно, что в сентябре по мощности предвыборной кампании КПРФ и «Единая Россия» имеют приблизительный паритет, а в августе «единороссы» даже обыгрывали коммунистов. Возникает вопрос: если мощность PR-кампаний у двух партий совпадает, то за счет чего «Единая Россия» в сентябре вырвалась вперед, если в августе, при более мощной рекламе, «единороссы» явно проигрывали?
       Либо ученые в своих методиках ошибаются, либо намеренно лгут.
       При этом социологам не нужно «подрисовывать» кому-то нули. Подкорректировать любой результат можно с помощью «правильно» составленной анкеты.
       Достаточно сначала спросить, чья партийная деятельность более всего заметна, и стрелка конечного результата качнется в сторону «единороссов». Начните с проблем армии и военной реформы — и конечный результат станет в пользу СПС; затроньте реформу ЖКХ — и процентов прибавится у «ЯБЛОКА».
       Исследования социологам заказывают прежде всего те, кто в них заинтересован. А музыку — тот, кто платит.
       Доказательств, что та или иная социологическая фирма — секретная часть какой-либо партии, разумеется, нет. Но уже как-то не хочется всерьез обсуждать вопрос о научности соцопросов, объективности соцпрогнозов и рейтингов.
       Конечно, не стоит переоценивать пропагандистский эффект рейтингов. Опаснее другое.
       Как известно, в России выборы выигрывает тот, чью фамилию на следующее утро назовет ЦИК. При этом отсутствует возможность проверки честности его судейства. Можно оспорить результаты конкретного участка, даже округа, но если речь идет об области или крае, подсчет проверить невозможно. Многовариантность социологических исследований как раз и оставляет возможность организаторам выборов маневрировать, и в случае чего всегда можно заявить, что результат достоверный, его предсказывали ФОМ, ВЦИОМ или РОМИР…
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera