Сюжеты

СОЙТИ С КОНВЕЙЕРА ТРОТУАРА

Этот материал вышел в № 79 от 23 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Саша Вальц на фестивале Tanzteatr в Петербурге Саша Вальц — хрупкая ясноглазая девочка лет 35, мать двоих детей. Еле заметная на сцене самого большого питерского театра «Балтийский дом», разговаривает со зрителями на хорошем английском,...


Саша Вальц на фестивале Tanzteatr в Петербурге
       

       
       Саша Вальц — хрупкая ясноглазая девочка лет 35, мать двоих детей. Еле заметная на сцене самого большого питерского театра «Балтийский дом», разговаривает со зрителями на хорошем английском, краем глаза следит за родным полуторагодовалым младенцем, ползающим где-то в зале, обнимает то и дело подбегающего мальчика лет пяти (тот деловито ерошит матери волосы, дышит в ухо с важным видом). Очень известный немецкий хореограф, содиректор крупного берлинского театра «Шаубюне», Саша Вальц ведет себя просто. Как будто непричастна к главному событию фестиваля Tanzteatr — собственному спектаклю «Ноубоди», который восхитил знатоков танца и отвоевал у драмтеатра еще несколько сотен приверженцев.
       
       У «Ноубоди», что значит «Без тела», — очень простая мысль. Про нее миф об Икаре, «Гроза» Островского, танцы дервишей тоже про это — о желании освободиться, взлететь, чуть свысока улыбнуться своей оболочке. Рецепт Вальц прост и удобен в использовании, как продукция — автомобиль «Фольксваген», «байеровский» аспирин, туфли «Саламандер».
       Подпрыгнуть на пару сантиметров, уснуть калачиком, прокричаться, умереть, только чтобы материя отступила. На танцоров надевают издевательски неподъемные деревянные конусы-матрешки, из которых не выберешься, — получается совсем лобовая и по-настоящему гулкая метафора «темницы духа». Звуковая дорожка — беспрерывный техногенный гул самолетов, поездов, строек, почти музыкально долбящих молотков.
       Искать здоровый дух в здоровом теле — где-то мы это слышали. Но никогда это не понималось так буквально — ощупывать, разламывать, обнюхивать свое тело, брать след этого самого духа, тут же терять его вновь, но не терять надежды. «На пути к истине познание неизбежно», — говорил ученый Сарториус в «Солярисе». Танцоры Вальц находят то, что ищут, на том пути, что выбрали для познания: рассыпчато разбегаясь и сбегаясь стайкой молекул, проваливаясь в спустившуюся сверху большую надутую подушку, как в снег и сладкие воспоминания, медитируя и обливаясь слезами при всем честном народе. Их небалетные, тощие, полноватые, коротконогие, разноцветные, словно с любого тротуара мира сошедшие тела мокры от пота и полны адреналина. Сегодня вечером они опять нашли немного того, что искали.
       Деликатная пропаганда несложной физкультуры — пожалуй, Вальц и весь современный танец вместе с ней давно заслужили право широкого показа не только в театрах, но и по телевизору. Вперебивку с рекламой пива как панацеи от усталости и бед. Современный потребитель имеет право выбора.
       
       Фестиваль Tanzteatr. www.baltichouse.spb.ru, до середины ноября.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera