Сюжеты

РЫЦАРИ ЗАМОЧНЫХ СКВАЖИН

Этот материал вышел в № 81 от 30 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Куратор Венецианской биеннале назвал Третий Рим новой столицей светской жизни. Что ж, теоретик эпохи постмодерна просто обязан ценить китч Итальянский теоретик искусства Акилле Бонито Олива, открывший явление трансавангарда и курировавший...


Куратор Венецианской биеннале назвал Третий Рим новой столицей светской жизни. Что ж, теоретик эпохи постмодерна просто обязан ценить китч
       

      
       Итальянский теоретик искусства Акилле Бонито Олива, открывший явление трансавангарда и курировавший в 1993 году Венецианскую биеннале, привез в Москву выставку A flash of Аrt. Action photography in Roma 1953-1973 — более трех сотен черно-белых старых газетных снимков.
       Тогда знаменитости еще ходили по улицам, отношения между людьми не назывались пиаром, а Брижит Бардо не была «зеленой» — Брижит Бардо была просто красивой. На пену сладкой жизни в Вечный город слетались звезды со всего мира, а на киностудию Чинечитта — их деньги. На дворе стояли золотые дни итальянского кино, звезды которого еще не раскололись на живых людей и целлулоидные симулякры. Эпоха неореализма вывела кино из жизнеподобных павильонов в карнавальную жизнь, сливки общества выплеснулись из границ экрана — и кумира можно было запросто встретить в кафе или театре, на выходе из Гранд-отеля или на виа Венета.
       И тут в обществе спектакля один из актеров поворачивается спиной — он берет в руки фотокамеру и становится папарацци. Банда двадцатилетних мальчишек-газетчиков, мечтавших сравняться со звездами бы гонорарами, меняет точку отсчета — до них модель ждала вспышки камеры, после них камера охотилась за моделью.
       Название выставки можно пе ревести как «Моментальное искусство» — разбойное нападение на жертву с целью эстетического ограбления. Список пострадавших — длиной в киноленту. Так под восторженное улюлюканье общественности рухнуло еще одно табу — визуальное искусство дорвалось до легализации вуайеризма. Технический пофигизм был заимствован из кино, а моральный — из журналистики.
       Вот они, тепленькие: Софи Лорен на коленях у Витторио де Сики; обернутая в полотенце Брижит Бардо; сидящая на унитазе с первой утренней сигаретой, загорающая топлесс Катрин Денев; уединенная прогулка Лиз Тейлор и Ричарда Бартона (последнее фото — самое высокооплачиваемое в мире на 1963 год). Ничего скандального по нынешним меркам они не делают. Гуляют люди, выпивают, ругаются друг с другом и ухаживают за чужими женами — все это так естественно, так кинематографично… Их лица прекрасны — даже в гневе, истерике, алкогольной интоксикации. Но герои действия — сами папарацци, и любой кинематографист позавидует внутрикадровому напряжению — когда кулак звезды находится в паре сантиметров от объектива!
       Удирающий фотограф с отпечатком ботинка на спине, снятый на бегу более расторопным коллегой, — самая распространенная мизансцена в коллекции Бонито Оливы. Сейчас это называется документация перформанса.
       На вернисаже в Доме фотографии томные московские красавицы причитали: «Какой ракурс, сколько динамики, прекрасная эпоха!». Динамика — как умение быстро «делать ноги» — была первым условием выживания в прекрасную эпоху. «Охотникам за скальпами» некогда было думать о композиции кадра: Марио Фаббри был прозван «горизонтальным» за участие в потасовках, а Марчелло Джепетти — «уголовным кодексом» из-за частых свиданий с полицией. После зажигательной молодости они стали магнатами мира фото, медиа и моды (Адриано Бартолони, Алессандро Канестрелли, Лино Нанни, Элио Сорчи, Велио Чони). А Тацио Секкьяроли — самый скандальный из них — стал папарацци в законе: работал по приглашениям Феллини, Пазолини и Антониони, а потом стал официальным портретистом Софи Лорен. Ее он фотографировал уже «как бы» врасплох — из всех случайностей предпочитая наиболее виртуозно срежиссированную.
       Без этих ушлых спортсменов от фотографии не было бы «прайвеси», главного пугала политкорректности, а имиджмейкеры и клипмейкеры постыдились бы так себя называть. Их стоглазый взгляд и многорукая хватка сделали эпатаж нормой поведения, а взгляд через замочную скважину — идеалом зрительного образа.
       Эпоха папарацци закончилась только со смертью принцессы Дианы — ставшей, конечно, жертвой народной любви. С тех пор приличные издания не заказывают фотокиллерам VIP-персон: не то чтобы неприлично — неактуально. Мелкие радости вроде первого ребенка Мадонны, последнего поцелуя Курниковой и Бена Аффлека с Джей Ло, которые никак не могут пожениться из-за страха перед папарацци, — не в счет. Сейчас на фоторынке хорошо продается массовка — кровавые теракты и шокирующие панорамы третьего мира.
       А «сладкая жизнь» — явление преходящее: в 80-х пошла мода на Испанию, а в 90-х гуляла Москва. Только фильм Филиппа Янковского «В движении» — лишь копия шедевра Феллини, и если захмелевшая на римском празднике жизни Софи Лорен выглядит обаятельнее трезвой, то наряженный специально для выхода к фотографам Филипп Киркоров смотрится застигнутым в момент уединенного садомазохизма.
       Куратор Венецианской биеннале назвал Третий Рим новой столицей светской жизни. Что ж, теоретик эпохи постмодерна просто обязан ценить китч. Так умиляется заезжая модница ассортименту провинциального сельпо. Наши светские львы оказываются разодетыми на балаган медведями. Золотые унитазы и тройной дресс-код в московских клубах — наивная и в чем-то трогательная попытка приручить засахаренный призрак сладкой жизни, слепленный из страниц глянцевых журналов.
       Исторически российская элита была закрытой и четко структурированной институцией — царские палаты, придворная жизнь, партийная элита, былинный размах первых олигархов… До нас, людей логоцентричной культуры, их жизнь доходила не в виде фотодокумента, а в форме сказки. Оправдываясь суровым климатом и московскими стандартами VIP-охраны, мы просим сеньора Оливу поверить на слово: «Есть многое на свете, друг Гораций, что и не снилось вашим папарацци...».
       
       Московский дом фотографии, до 8 декабря
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera