Сюжеты

ТАНЦЫ НАПЕРЕГОНКИ

Этот материал вышел в № 81 от 30 Октября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В Питере предпочитают слушать музыку. В Москве — тусоваться Вечер субботы. Поезд Москва — Санкт-Петербург прибывает на заснеженную платформу. На перрон вываливается толпа разноцветной молодежи. В Питере очередной рейв под названием...


В Питере предпочитают слушать музыку. В Москве — тусоваться
       

       
       Вечер субботы. Поезд Москва — Санкт-Петербург прибывает на заснеженную платформу. На перрон вываливается толпа разноцветной молодежи. В Питере очередной рейв под названием «Восточный удар». Во дворце спорта «Юбилейный» — аншлаг. Более 10 000 тысяч человек танцуют на четырех огромных танцполах под жесткое техно, замысловатый драм-н-басс и полузабытый фанк.
       
       Санкт-Петербург давно стал Меккой для любителей хорошей танцевальной музыки со всей России. Раз в два месяца на главной масштабной рейв-площадке города на Неве проходят электронные фестивали. «Восточный удар», May day, «DJ — парад» — названия меняются, содержание остается: лучшие музыканты двух столиц, отличный звук и свет, особая, чисто питерская атмосфера.
       В Москве подобных мероприятий не было много лет. В Питере интерес к многотысячным рейвам не пропадает, несмотря на явную ими пресыщенность. Разобраться в тонкостях питерской и московской электронной культуры мы решили при помощи специалистов: пионерки российского рейв-движения Маши Малос и диджеев Грува и Фонаря.
       Володя Фонарев, в ночи диджей Фонарь, — глава лейбла «Атмосфера», специалист по организации танцевальных мероприятий. Малос — одна из учредителей главной промоутерской компании Питера «Контрфорс». Грув — культовый питерский ди-джей.
       Не секрет, что именно Питер стал колыбелью электронной музыки в России. Еще в конце 80-х в легендарном доме № 145б на Фонтанке кучка энтузиастов устраивала первые небольшие вечеринки для избранных при помощи вертушек и пластинок, подаренных продвинутыми иностранными друзьями. «В Питере живет огромное количество художников, писателей, вообще продвинутой богемы, — говорит Фонарь. — Музыка здесь изначально была неотделима от выставок, перформансов. Именно в Питере появились люди, которые решили всерьез заняться рейв-культурой, — Денис Одинг, Маша Малос, Миха Ворон, Тимур Мамедов».
       Москва поначалу тоже не оставалась в стороне от новой музыкальной культуры. Первая большая рейв-вечеринка «Гагарин-пати» прошла в 1992 году в одном из павильонов бывшей ВДНХ. Потом начались годы буйного предпринимательства, дикого бизнеса и музыкального ширпотреба. Электронные пути Москвы и Питера разошлись. Северная столица осталась центром рейв-движения, московские тусовщики ушли в денежное подполье.
       «Питер всегда был кусочком Европы, — объясняет Грув. — У питерцев совсем другое восприятие жизни, их не беспокоят насущные, материальные проблемы, они часто не задумываются о завтрашнем дне. Здесь музыканты живут творчеством, а не желанием узнать, сколько они заработают на предстоящих гастролях».
       В Москве сегодняшним днем не проживешь. Москва — город купеческий, шумный, торговый. В Москву! В Москву! В Москву! — взывали еще сотню лет назад романтичные лимитчицы. Сегодня в столицу едут не с мечтами, а с баулами, полными апельсинов, арбузов, наркотиков, оружия, денег… Открывают свои клубы, рестораны и бары под вывесками ОАО «Мурад», вытесняют из бывших когда-то модными дискотек бледнолицых собратьев. «Москва сейчас страдает синдромом деревни, — сокрушается Грув. — Недавно играл в одном дорогом клубе, так там ни одного русского не было. А какая публика — такая музыкальная политика. Кругом одна коммерция. Наковальня низкопробной поп-музыки в Москве сейчас раскалена до предела».
       В Питере попсы гораздо меньше. Нет многочисленных фабрик, клонирующих звезд; на порядок меньше дорогущих казино и ресторанов с голосящим ширпотребом. Зато возможностей послушать качественную электронную музыку куда как больше.
       В Москве о хорошей электронной музыке знают только избранные. Те, кто сумел победить в игре «Пройди фейс-контроль» и попасть в вожделенный закрытый ночной клуб. Москва — сосредоточение богатства, престижа и гламура. В столице надо держать марку. Дорого одеваться, работать в престижном бизнес-центре, ходить на вечеринки «для своих».
       В Питере ценят не роскошь, а удобство, индивидуальность и позитив. Здесь одеваются не в бутиках, а в секонд-хендах. Танцуют не в закрытых элитных клубах, а где придется — хоть под мостом, хоть в дворянской усадьбе, хоть на стадионе. Здесь ходят на музыку, а не на вечеринку. «В Питере люди сами часто создают праздник, они носители развлечения, — объясняет Фонарь. — А москвичей надо развлекать. Причем изысканно и небанально. Поэтому и клубов много, где можно выбрать вечеринку на свой вкус».
       Не стоит забывать и об экономической стороне вопроса. Для справки: день аренды московского спорткомплекса «Олимпийский» обходится в 35 тысяч долларов, аренда «Лужников» — в 12 тысяч. Питерские цены — на порядок ниже. При стоимости билетов на последний «Восточный удар» от 450 до 800 рублей организаторам достается совсем неплохая сумма. К тому же доля риска при проведении таких мероприятий в Питере не так велика, как в столице. Билеты поклонники электронной музыки раскупают активно — практически каждый фестиваль посещают порядка 10 000 человек, спонсоры с удовольствием вкладывают деньги в заведомо успешное мероприятие.
       Реклама рейвов в Питере расклеена по всему городу, ролики крутятся по центральным каналам ТВ. «Реклама рейвов в прессе в Питере в отличие от Москвы экономически оправданна, — говорит Маша Малос. — К тому же, насколько я знаю, основными спонсорами московских проектов являются сигаретные компании, для которых ТВ закрыто».
       Не последнюю роль в популяризации рейвов играет питерская радиостанция «Рекорд», транслирующая исключительно танцевальную музыку. В Москве «Станцию» подобного формата прикрыли еще несколько лет назад. Мало того что денег не приносила, так еще и диджеи жаловались, что электронный радионон-стоп оттягивает публику из клубов. В итоге публика в московские клубы так и не вернулась, а питерские рейвы продолжают процветать. Не зря один из слоганов радио «Рекорд» гласит: «Пока Питер зажигает — Москва отдыхает».
       Немаловажно и то, что питерские власти относятся к рейвам гораздо более лояльно, нежели московские. И это несмотря на то, что практически ни один «Восточный удар» не обходился без сигнала о заложенной бомбе.
       Негласное соревнование между Москвой и Питером продолжается не один год. Москвичи кичатся своей эксклюзивностью, питерцы — ее отсутствием. И все-таки музыкальные границы между двумя столицами постепенно начинают стираться.
       «Рейвы в «Юбилейном» перестают быть творчески разнообразными, — сетует Фонарь. — Чаще всего отсутствует постановочная часть, господствует минимализм, даже андеграунд. У многих старых тусовщиков возникает дежа вю: все то же самое они уже видели пять лет назад. Поэтому все большую популярность приобретают вечеринки «с идеей».
       Все чаще заграничных звезд московские и питерские промоутеры привозят, что называется, на два города, объединяя усилия, капиталы и публику. В Москве организаторы стараются вывести публику из тесных клубов на более масштабные пространства. Яркий пример тому — акции клуба «XIII», который наконец-то оставил в покое арт-центр на Плющихе и перенес свои мероприятия в огромное помещение у Савеловского вокзала. Другой пафосный московский клуб «Цеппелин» повадился устраивать свои выездные пати на фортах Кронштадта. Маша Малос призналась, что сейчас ведутся переговоры о проведении следующего фестиваля May day в Москве. Судя по всему, симбиоз питерского опыта в организации массовых мероприятий и московской креативности не за горами.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera