Сюжеты

ТАЙМШЕР: КУДА ПРИВОДЯТ МЕЧТЫ. И ОТКУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ

Этот материал вышел в № 83 от 06 Ноября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Обман на туристическом рынке стал обыденным делом, и ушлые люди находят все новые и новые способы обмана клиентов. Правда, тенденция слегка изменилась: если в середине 90-х хитом мошенничества можно было считать так называемые «горящие»...


       
       Обман на туристическом рынке стал обыденным делом, и ушлые люди находят все новые и новые способы обмана клиентов. Правда, тенденция слегка изменилась: если в середине 90-х хитом мошенничества можно было считать так называемые «горящие» путевки, то сегодня первое место стоит отдать клубному отдыху — или таймшеру.
       
       Для тех, кто не знает (кстати, лучше не знать): таймшер — это право пользования дорогими апартаментами на престижном курорте: Лазурный Берег или Багамы вполне подойдут. Право это слегка ограничено — одной неделей в году. При покупке сертификата клиенту также расскажут, что он может, если, конечно, пожелает, воспользоваться услугами и другого отеля или курорта, входящего в тот же клуб. Естественно, радостные моменты пляжной нирваны могут тоже наскучить, как в принципе и пальмы, и океанский бриз. Тогда продавец гарантирует: клиент сможет выгодно продать свой сертификат или обменять его на что-то иное.
       Купить подобную радость можно, например, в замызганном здании, что неподалеку от Пушкинской площади. В скобках заметим, что нынешнее местонахождение рая лучше бы уточнить, поскольку торговцы нирваной склонны к неожиданным переездам. Офис как офис. Секретарша (грозная), менеджер по продажам (профессионально улыбчив), начальник (которого нет), охранник (суров)… Проспекты поражают воображение, а рассказы сотрудников — нечего и говорить. Одним словом, можно довериться полностью и ни в чем себе не отказывать.
       Чтобы развеять иллюзию, немного истории. Как только подобные фирмы появились на рынке, россияне, привлеченные возможностью почувствовать себя владельцем виллы или хотя бы бунгало на берегу Средиземного моря, стали с энтузиазмом скупать сертификаты по цене примерно 10 000 долларов. (Конечно, далеко не все россияне, а те, что живут в центрах цивилизации, чему соответствуют оклады или сумма накопленных сбережений.)
       Но беда — заграничная клубная собственность ожиданий не оправдала: очень дорого и не очень удобно. И многие наши сограждане решили избавиться от нее — обещали же, что можно продать как только, так сразу. Пришли с бумажками и осознали: продать таймшер не так уж и просто. Зато легко стать жертвой обмана.
       Практически все желающие к 2002 году успели приобрести таймшер, новых клиентов становилось все меньше и меньше. А деньги как же? Вот фирмы, ранее торговавшие сертификатами, и переквалифицировались в обменные пункты, предлагая конвертировать ненужный сертификат в нужные деньги. Естественно, небезвозмездно. В лучшем (для клиента, разумеется) случае фирма-посредник возьмет за услуги 10 — 20% стоимости сертификата, в худшем гражданин рискует остаться без всего: и без денег, и без бумажки.
       Вот вам пример из жизни наших знакомых. Гражданин Т. (пусть будет так, поскольку редакция все же надеется на следствие с последующим приговором) решил продать свой таймшер-сертификат. Общество с ограниченной ответственностью «Хэппи Лайф» («Счастливая жизнь»), не первый год работающее на туристическом рынке, с радостью согласилось помочь. За 1500 долларов.
       Договор был подготовлен «профессионально»: свои обязательства «Хэппи Лайф» сформулировало весьма расплывчато, предусмотрительно сложив с себя ответственность за неудачу в трудном деле продажи сертификата. Объясним еще раз. В договоре черным по белому было написано, что если, несмотря на все старания менеджеров, что бегают по городу без сна, пищи и отдыха, сертификат продать не удастся, то обязательства со стороны фирмы все же считаются выполненными. Ну не смогли. А вот аванс клиенту не возвращается — за хлопоты надо платить.
       А дальше все, как в лотерее на «трех вокзалах». Менеджеров «Хэппи Лайф» неожиданно одолели сомнения в законности приобретения гражданином Т. своего сертификата. А вдруг ограбил какую старушку, мечтавшую лет в девяносто посетить Ривьеру с визитом? И фирма предложила гражданину Т. посетить общество содействия развитию отечественного клубного отдыха «Оазис» для проверки документальной базы, посетовав, что, мол, «его мы обойти не можем».
       Общество «Оазис» во главе с господином Шаркаловым предложило гражданину Т. вступить в свои ряды, взяв за это почетное право почти 500 долларов. И, получив деньги, охотно подтвердило благонадежность гражданина Т., кстати сказать, весьма известного и уважаемого человека (еще за 300 долларов).
       Можно было бы вздохнуть спокойно, слегка пожалев о сумме в 800 у.е., тем более что «Хэппи Лайф» стало забрасывать своего клиента уведомлениями: сертификат прошел предпродажную подготовку, а позднее сообщили о том, что таймшер наконец-то продан.
       Гражданин Т. отправился за деньгами. Но — незадача: организационные трудности помешали «Хэппи Лайф» вернуть обещанное сразу. «Уж, извините, такие дела, ну вы понимаете, позвоните через месяц». В ответ на требование гражданина Т. отдать сертификат обратно менеджеры «Хэппи Лайф» сообщили, что не имеют на то никакой возможности.
       Гражданин Т. вынужден был весьма суровым образом потребовать у «Счастливой жизни» расторжения договора, возвращения денег и возмещения материального ущерба. Угрозы возымели действие: руководитель «Хэппи Лайф» г-н Е. Ган клятвенно пообещал разобраться в вопросе, наказать подчиненных, вернуть деньги, а попутно запретил своим сотрудникам обсуждать с журналистами ситуацию на рынке таймшеров.
       И что вы думаете? «Хэппи Лайф» до сих пор молчит о судьбе денег. А гражданин Т. — далеко не единственный клиент, пытающийся добиться если не денег, то хотя бы внятного разъяснения.
       Правда, есть вопросы, на которые может ответить только лишь следствие. Ну например: какие отношения связывают «Оазис» и «Хэппи Лайф»? Нет ли там, совсем случайно, общих учредителей? Сколько человек обивают пороги этих фирм? И, наконец, главное: где деньги и уплачены ли с них налоги? Все это пока неизвестно. И не только гражданину Т., но и правоохранительным органам. Вообще-то последним есть над чем поразмыслить: очень похожие схемы неоднократно были опробованы и у нас, и за рубежом. Клиента «проводят» по двум-трем фирмам, стараясь сделать так, чтобы он оставил в них как можно больше денег. При этом взимание так называемых членских взносов может быть элементарным способом «ухода» от налогов.
       К чести милиции надо сказать, что однажды сотрудники ОЭП (отдела экономических преступлений) приехали-таки в офис компании по адресу: Хитров переулок, дом 3, к. 4, чтобы согласно просьбам «осчастливленных» клиентов проверить законность деятельности компании «Хэппи Лайф». Но, как утверждают свидетели, в этот момент раздался звонок из прокуратуры Москвы: оперативников убедительно попросили оставить бизнесменов в покое.
       Мы честно пытались разобраться и в том, есть ли какие-либо правила и нормативы, регламентирующие деятельность фирм — торговцев таймшерами. Оказалось, что нет. Подобная деятельность формально не запрещена, но и законов на этот счет никаких не существует. Что означает одно: лицензию отобрать затруднительно. Есть, правда, одно лишь «но» — Уголовный кодекс, как нам кажется, пока еще в силе.
       В Европе в отличие от России еще в начале 1990-х появились законы, регулирующие рынок клубного отдыха, что затруднило жизнь, скажем так, фирмам с не совсем ясными целями. Но закон сохранения денег заставил дельцов искать новые рынки, и они были найдены — например, у нас.
       На самом деле это не просто аналогия. Достаточно вспомнить, что то же «Хэппи Лайф» действует «от имени и по поручению» компании Torray Developments S.A., чей офис находится на далеком острове Невис. И не одно только «Хэппи Лайф» живет в России столь вольготно и счастливо. Много таких структур, которые перестали вообще считаться с чем-либо.
       Хотя на самом деле существует предположение, что все-таки есть группа товарищей, которым подотчетны российские таймшеры.
       Ведь как без «крыши» могут существовать бизнесмены, которые предлагают клиенту заключить договор о том, что фирма должна в течение 30 дней найти апартаменты на Багамах в счет полной предоплаты, и фирма находит — только не отель, а офшор, куда утекают деньги сотен обманутых, остающихся загорать в России. Подобная схема была излюбленным приемом работы, например, у питерской фирмы Silver Holiday. Возможны и иные варианты: доверчивый клиент все же достигает курорта, но с удивлением узнает, что ему забронированы номера несколько иного класса, нежели были оплачены.
       Обманутым такими или какими другими — поизощреннее — способами несть числа. Только обратиться им некуда: закона нет, а на милицию находится управа в виде прокуратуры.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera