Сюжеты

НЕУЖЕЛИ ЭТО «ЕДИНАЯ РОССИЯ» СОВЕРШИЛА РЕВОЛЮЦИЮ 1917 ГОДА?

Этот материал вышел в № 84 от 10 Ноября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наш дежурный обозреватель смотрел праздничную программу государственного канала. И решил, что это выписка из истории болезни Когда-то Эдуард Успенский сочинил замечательные (и, кажется, по сю пору не изданные) «Письма ребенку» —...


Наш дежурный обозреватель смотрел праздничную программу государственного канала. И решил, что это выписка из истории болезни
       
       Когда-то Эдуард Успенский сочинил замечательные (и, кажется, по сю пору не изданные) «Письма ребенку» — адресованные дочери воспоминания о собственных школьных годах. В них мемуарист дал подрастающему поколению массу добрых советов (как, например, из пластилина чернильные бомбочки делать и срывать с их помощью особенно любимые уроки особенно любимых педагогов). И среди прочего подробно рассказал о том, как его класс якобы был вынужден экспериментально доказывать верность учения тогда знаменитого академика Лысенко. И один охламон в связи с этим притащил на зачет некое блеклое растение: «Оно бледно, потому как стояло рядом с приемником, по которому вражеские голоса вещают...». («Что потом бы-ло-о-о! — пишет Успенский. — Блеклым растением все страшно заинтересовались: а где этот приемник расположен? И кто еще, кроме цветка, его слушает?.. Хорошо еще, выяснилось, что в доме у охламона вообще не было приемника, а была лишь радиоточка, от передач которой, наоборот, все должно, как известно, цвести и пахнуть…»)
       Мне тоже иногда начинает казаться, что многие наши беды — оттого лишь, что живем мы слишком близко от телеприемника и именно под действием его бледнеем и чахнем — в смысле способности понимать, в каком мире живем, что вокруг нас происходит.
       
       Вечером 7 ноября я настроился на канал «Россия». Шла, как выяснилось, трансляция концерта-бенефиса некоей группы «Экс-ББ», в связи с чем я немедленно выгнал малолетнего сына из комнаты и убрал звук до минимума. Здесь я тоже обязан оговориться, что в современном поп-искусстве — ни уха, ни рыла, что это за группа такая, «ББ», никогда не знал не ведал, но смотрел завороженно: такой концентрации пошлости и запредельной самовлюбленности, которую продемонстрировали артисты и их гости, предположить не мог; на этом фоне даже вставки рекламы («Пемолюкс» — песня чистоты!») воспринимались как глоток свежего воздуха.
       Впрочем, терять время стоило хотя бы только ради того, чтобы посмотреть на реакцию зала — огромного концертного зала «Россия», заполненного под завязку. Люди корчились от смеха, самозабвенно лупили в ладоши — они были счастливы. Теперь, благодаря федеральному телеканалу, и те, кто не попал непосредственно в зал, смогли прикоснуться к прекрасному, укрепиться в убеждении, что именно это прекрасным и является. Но телевидение — жестокое искусство, и сама демонстрация «электората» предъявленных нам поп-звезд выглядит выпиской из истории болезни всего нашего общества, каким нам его усердно лепят. Скажи, над чем ты смеешься, и я скажу, кто ты…
       
       Концерт плавно перетек в информационную программу «Вести». Девушка со злым лицом сообщила мне, как моя страна прожила очередной день. Я, конечно, из ее рассказа не понял, до чего договорился президент с европейцами, но опыт быстротекущей жизни все равно безошибочно подсказал, что визит, скорее всего, провалился, ничего нам из запрошенного не обломилось. И злая девушка перешла к событиям внутренней жизни.
       Я узнал, что главным из них была, разумеется, конференция «Единой России», на которой ее лидер объяснил соратникам, почему партия отказалась от предвыборных дебатов со всеми остальными претендентами. Оказывается, «для партий, не имеющих никакого веса, участвовать в дебатах с «Единой Россией» — все равно что запасному вратарю дворовой хоккейной команды сфотографироваться рядом с Третьяком». К тому же «страна наблюдала дебаты в Госдуме в течение четырех лет. Те, кто хотел что-то сказать, все сказали, и не по одному разу. Они рассчитывали, что на фоне наших выверенных планов они будут давать невыполнимые демагогические обещания...».
       Собственно говоря, что за «выверенные планы» предлагает нам «Единая Россия» — мы пока точно не знаем, а как ее фракция работала в Думе минувшие четыре года — действительно помним. Штамповали все, что приходило из Кремля и Белого дома, вне всякой зависимости от качества приходящих документов. Что же до Третьяка и «запасного вратаря дворовой команды», то излишнее самомнение до добра никого еще не доводило. Но все это не суть важно. Просто в любой нормальной стране партия, отказавшаяся перед выборами от неприятной обязанности публично отвечать на вопросы, которые ей могут показаться неудобными, ни на какие выборы может уже и не ходить вовсе. У нас конечно же все не так, но, тщу себя надеждой, может, не до такой все-таки степени…
       Врать не буду: об остальных партиях «Вести» сообщили тоже, но как-то скороговоркой, без вдохновения: оборвали на полуслове коротенькую цитату из Зюганова (хотя, с другой стороны, судя по всему, ничего нового он нам все равно не сказал бы), мельком показали Явлинского, Жириновского да еще гармониста на митинге аграриев у памятника Тимирязеву. Зато очень подробно поведали о митинге тех, кто (внутри КПРФ) не согласен с политикой своих вождей. «Верного электората КПРФ, как показал День примирения и согласия, заметно поубавилось, — с удовольствием сообщили «Вести». — На Красной Пресне более пяти тысяч человек выражали бурное несогласие с политикой партийного руководства»… Все это, конечно, хорошо, только кто бы объяснил мне, откуда у нищих пенсионеров, которые, как сказано, и собрались на манифестацию, нашлись деньги на такое могучее оформление своей акции, что где там продавшемуся капиталистам Зюганову?
       А еще какой-то помощник коммунистического депутата забрался на крышу Госдумы, сорвал триколор и установил флаг красный. А в Туле, наоборот, коммуниста Стародубцева облили майонезом. А в Ираке разбился американский вертолет. По Красной площади прошли участники парада 1941 года. 100 лет исполнилось со дня рождения артиста Георгия Милляра, непревзойденной Бабы-яги советского кинематографа. В Грузии — стреляют…
       Но это все — так, скороговорочкой. Без эпического размаха, который сопровождал информацию об акциях «Единой России». И тут опять включился концерт группы «Экс-ББ» — и вновь реклама: «Обожаю кататься и ненавижу потеть!..».
       И фильм Павла Лунгина «Олигарх», снятый, как известно, по сценарию политического изгнанника Юлия Дубова по мотивам жизни политического изгнанника Бориса Березовского. И я поразился разгулу плюрализма, царящего на государственном телеканале. Прямо-таки граничащему с откровенным фрондерством каким-то.
       Но — «Олигарха» я уже видел и просмотр праздничной телепрограммы закончил на его титрах.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera