Сюжеты

ПЕТР ВЕЛИКИЙ И ПОПУГАЙ ФЛОБЕР

Этот материал вышел в № 84 от 10 Ноября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

1 ноября — впервые вручена премия «Действующие лица». В текстах шорт-листа смешиваются звуки рекламных акций лютого гламурного накала, семейных споров на кухнях «отъезжантов», постельного шепота, который не спасает от одиночества, доносов...


       
       1 ноября — впервые вручена премия «Действующие лица». В текстах шорт-листа смешиваются звуки рекламных акций лютого гламурного накала, семейных споров на кухнях «отъезжантов», постельного шепота, который не спасает от одиночества, доносов 1948 года, ассамблей Петра Великого и школьных ансамблей 1970-х, пропащих проклятий опустившейся семьи, крики попугая Флобера, уцелевшего при бомбежке г. Грозного, и вопли контрабаса в переходах метро.
       
       Конкурс «Действующие лица» учрежден театром «Школа современной пьесы». К проекту Иосифа Райхельгауза и его труппы примкнули соучредители (телеканал «Культура», «Радио России», «Огонек», «Новая газета», альманах «Современная драматургия», Российская Государственная библиотека искусств и Виталий Третьяков). Генеральный спонсор — РАО «ЕЭС России».
       Председатель жюри конкурса — Сергей Юрский, его соратники — П.Н.Фоменко, Ирина Купченко, Роман Козак, Александр Галин, Евгений Гришковец, Иосиф Райхельгауз, Михаил Угаров, Инна Вишневская и Александр Соколянский.
       Первое место разделили между собою пьеса Елены Исаевой «Про мою маму и про меня» и текст 18-летнего студента Литинститута Александра Демахина «Бабий дом».
       Второе место заняла пьеса патриарха отечественной словесности Иона Друцэ «Последняя любовь Петра Великого».
       Третье место разделили полифонический текст Александра Железцова «Диалоги о животных» и пьеса режиссера Виктора Шамирова «Одни».
       Выбор подтверждает старую мысль Юрия Олеши: «Товарищи! В эпоху быстрых темпов художник должен думать медленно».
       Лауреаты «Действующих лиц» заняты микрохирургией современной жизни. Тщательным биохимическим анализом человеческих отношений. Таковы почти все сюжеты награжденных пьес.
       «Пьесы-лауреаты» и пьесы, вошедшие в шорт-лист конкурса, востребованы и приняты к постановке в очень приметных театрах. И это — такой же знак сегодняшнего дня с его острым интересом к новой отечественной драме, как и первое место, присужденное пьесе восемнадцатилетнего Александра Демахина.
       «Бабий дом» Демахина и пьеса Виктора Шамирова «Одни» приняты к постановке театром «Школа современной пьесы». В «Театре.doc» прошла читка «школьных сочинений в 2 действиях» Елены Исаевой. Телеканал «Культура» надеется создать исторический телесериал по пьесе Иона Друцэ.
       А пьесу Сергея Радлова «Небесное вино» ставит Александр Галибин в Театре на Литейном.
       Десять пьес, вошедших в шорт-лист конкурса-2003, будут изданы отдельным сборником. На сайте театра «Школа современной пьесы» (www.neglinka29.ru) вот-вот появятся условия конкурса 2004 года.
       Надо надеяться: портретная галерея «славных русских лиц» в 2004 году расширится — за счет менее камерных сюжетов и типажей.
       А мы в ближайших номерах — опубликуем фрагменты пьесы Сергея Радлова «Небесное вино» и «Диалогов о животных» Александра Железцова.
       
       Елена ДЬЯКОВА
       
       
       Михаил УГАРОВ, драматург, режиссер, член жюри:
       На конкурс было представлено порядка 450 пьес. Поскольку в драматургии я давно, то приблизительно с третью пьес я был знаком еще до конкурса «Действующие лица».
       Что касается результатов, конкурс был странным. Первые драматургические величины своих пьес не дали. Наверное, потому, что не было новых: ведь обязательным условием участия была не поставленная на сцене пьеса. Поэтому не было таких имен, как Максим Курочкин, Василий Сигарев, братья Пресняковы, Ксения Драгунская.
       Жюри моментально разделилось — в силу возраста, личных пристрастий. Ваш покорный слуга, Гришковец, Козак, Саша Соколянский, даже Райхельгауз оппонировали Инне Вишневской, Сергею Юрскому. Те, кому мы хотели дать первое место, получили третье. Получившие первый приз пьесы не так социально активны, не так шершавы, они меньше раздражают нервные окончания. Саша Соколянский очень правильно заметил, что конкурс оказался ориентирован на старую советскую пьесу – Михаила Рощина, Александра Володина. Это не хорошо и не плохо, это наблюдение.
       Лично мне как зрителю, наблюдателю процесса, драматургу не хватало в конкурсе текстов тольяттинцев братьев Дурненковых, которых очень люблю и, видимо, буду сейчас ставить в «Школе современной пьесы». Не хватало пьесы Оли Мухиной. Оля медленно пишущий человек, и ее новых текстов не хватает не только мне.
       Важно, что мгновенный срез сознания все-таки был представлен. Широко и точно. Фестиваль «Новая драма», например, дает совсем другие результаты, что интересно. Картина только складывается, и все это взаимодействующие части одного процесса.
       

       

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera