Сюжеты

СТАРЫЙ ФРАК ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ

Этот материал вышел в № 87 от 20 Ноября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В подвале на Шаболовке одевают фриков Появившиеся в начале 90-х секонд-хенды уже давно стали неотъемлемой частью столичного шопинга. В гардеробе самых отъявленных модников обязательно найдется что-нибудь «из вторых рук» — эти люди умеют...


В подвале на Шаболовке одевают фриков
       
       Появившиеся в начале 90-х секонд-хенды уже давно стали неотъемлемой частью столичного шопинга. В гардеробе самых отъявленных модников обязательно найдется что-нибудь «из вторых рук» — эти люди умеют вытащить из кучи тряпья то, что завтра покажут на подиуме. В захламленных подвалах нам открылась простая истина: «Модно — не значит дорого». Одежда «б/у» — часто «развесная», да и по цене практически «овощной» — оказалась одновременно самой народной и самой маргинальной: всем по карману, но не каждому по плечу. Купить-то может каждый, а ты попробуй носить ее так, чтобы не выглядеть голым королем! Свобода выбора требует наметанного глаза, терпения и безупречного вкуса — лишь тогда твою пресыщенность не спутают с голодом.
       
       Однако в последнее время отношение к секонд-хендам стало меняться, причем не в лучшую сторону. Оправившийся от кризиса потребитель отошел от идеала «дешево и сердито». Благосостоянию потребовалась состоятельная блажь. Кругом открываются бутики и салоны, где на продажу выставлены шикарные, сплошь эксклюзивные «одежды» с вереницей нулей на ценниках — их даже закавычить хочется, как музейные экспонаты. Но в какой-то момент столичные модники, устав от погони за лейблами, поняли, что им чего-то не хватает. Тогда и появился альтернативный вариант — винтажный магазин. Это не совсем секонд-хенд со старой и дешевой одеждой и совсем не бутик с навороченными вещами и сногсшибательными ценами.
       
       Хозяйка винтажного магазина «Фрик фрак», профессиональный модельер и стилист Ирина Гетманова, считает, что «винтаж» — это совершенно особое явление: «Каждые 20 лет мода делает ссылку на предыдущий опыт, все движется по спирали, и по прошествии времени давно уже забытые модели становятся актуальными». В винтажном магазине можно приобрести индийское сари, японское кимоно, неприметное пальто 50-х, цветастые психоделические рубахи 70-х и многое другое. Вся одежда оригинальная. Хозяйка сама тщательно отбирает на складах вещи, которые затем пойдут в продажу. Главный критерий — возраст, одежде должно быть как минимум 20 лет.
       На первый взгляд «Фрик фрак» мало чем отличается от обычного секонд-хенда. Это небольшой, довольно тесный подвальчик, затерянный где-то во дворах на Шаболовской. Свободного пространства почти нет — все заставлено плотными рядами вешалок, полками и стеллажами с одеждой. Прямо посреди зала стоят гладильная доска и утюг. Покупателей не видно, а работники магазина раскладывают новый товар. Ирина сразу объясняет, что сейчас небольшое затишье: прошел Хэллоуин, потенциальные клиенты пока отдыхают, а магазин приводит себя в порядок, подсчитывает убытки или прибыль, заказывает новые вещи — в общем, готовится к новому штурму.
       Ирина — потомственный модельер: «Во время войны тетка моей мамы обшивала Клавдию Шульженко. Тогда не было салонов, и все делалось вручную. Я тоже шила для своих родственников, потом у меня появилась швейная машинка — так все и началось. Родители были категорически против моего увлечения, потому что в те времена такое занятие считалось противозаконным. Шить на дому не разрешалось — это было частное предпринимательство. Я получила архитектурное образование в Киеве, но долго работать по специальности не смогла: поняла, что в проектном институте выразить себя не получится. Вот тогда я все-таки продолжила шить на дому, постепенно у меня появились помощники, и пошло-поехало. Так я стала неким альтернативным модельером».
       — А когда возникла идея собственного магазина?
       — Я переехала в Москву, продолжала шить, поработала у Юдашкина, потом у меня был один из первых швейных кооперативов в Москве, работала стилистом… Я заметила, что довольно часто западные модельеры используют фрагменты старых вещей. Я обожала ходить по Тишинскому рынку, где бабульки продавали одежду 60—70-х годов, что-то покупала, делала себе разные смешные вещи…
       Около двух лет назад в подвале на Шаболовской открыла «Фрик фрак».
       — Приходится ли вам сталкиваться с непониманием со стороны покупателей, ведь они приходят в авторский магазин, а им почему-то предлагают старые вещи?
       — Да, конечно. Непонимание есть. На Западе я бы могла держать магазин для масс. Здесь ситуация иная. Дело в том, что к таким попыткам отношение у нас в целом довольно негативное. Считается, что это какие-то обноски от богатых родственников, от старших братьев и сестер. Несмотря на это, огромное количество моих клиентов — из тех, кто приезжает в магазин на дорогих машинах.
       — Одеться в «ФФ» может позволить себе не каждый?
       — Для меня абсолютно безразлично, кто приходит, поэтому цены у нас довольно умеренные. Я бы даже сказала, что они не всегда соответствуют высокому качеству товара. Правда, есть вещи, которые вы не увидите на полках, я продаю их конкретным людям, заранее договариваясь. Это профессионалы, которые сами занимаются дизайном одежды. Они используют фрагменты старых вещей в своих моделях, которые нередко можно потом увидеть в галереях.
      
       По словам Ирины, «Фрик фрак» — не только магазин, но и некое место тусовки, потенциальных покупателей все чаще можно узнать в лицо, и поэтому атмосфера становится все более камерной. Фрик — это человек, свободный от любых стереотипов, немного странный и совершенно незакомплексованный, именно для таких посетителей и работает магазин винтажной одежды.
       
       — А есть ли какая-то категория покупателей, которую вам особенно нравится обслуживать?
       — Ко мне часто приходят ребята из модельного бизнеса, они очень здорово смешивают дорогие дизайнерские вещи с нашими недорогими. Получается самое «то»… Или показывает мне покупатель картинку и говорит «хочу так», тогда я могу помочь ему, найти что-то, предложить. Я могу по ткани определить, когда была изготовлена та или иная вещь. Поэтому, когда снимается фильм или ставится спектакль и необходимо отразить социальный статус героя в определенное время, я могу четко сказать, во что он должен быть одет.
       — То есть ваша профессия — особенная?
       — Это можно называть по-разному, например «художник по костюмам». Одежда очень важна для передачи духа времени. Вы знаете, что в 70-х льняная вещь была дешевой, а синтетическая, напротив, дорогой? Те, кто носил нейлоновые рубашки, были очень модными, сейчас же, как мы знаем, ситуация прямо противоположная. В некоторых фильмах, например в «Бойцовском клубе», одежда подбиралась, наоборот, таким образом, чтобы она ни в коем случае не ассоциировалась у зрителя с каким-то определенным временем. Это делается для того, чтобы фильм, его проблематика не старели с течением времени и оставались актуальными еще долго. Потому что стареет одежда, а вместе с ней стареет и проблема.
       — Получается, вы не только продавец, но и художник.
       — Да, ко мне приходит режиссер, объясняет замысел, и я подбираю одежду для спектакля или кинофильма из ассортимента собственного магазина. Правда, оплата уже соответствующая. Но им удобнее оплатить мою работу стилиста и купить у меня подобранные костюмы, чем нанимать отдельных людей.
       — И у вас есть постоянные клиенты?
       — Конечно, есть. Мы постоянно работаем с MTV, с Туттой Ларсен в частности. Еще там есть группа девчонок, которых мы одеваем. Это все китч, конечно, но это их выбор. Есть много довольно известных музыкантов, которые заказывают мне сценические костюмы. У нас особая договоренность: когда я получаю интересующие их вещи, то связываюсь с ними, они приезжают и забирают свой заказ.
       — Можете ли вы как-то охарактеризовать собирательный образ остальных покупателей?
       — Кроме тех, о которых мы говорили, это в основном молодежь, интеллигенция. Студенты гуманитарных вузов, много компьютерщиков, как ни странно. Часто приходят заказы на костюмы для корпоративных вечеринок… В общем, все, кто пытается найти свой стиль. А вот с кем сложно работать, так это с начинающими модельерами. Они очень зашоренные, у них нет широкого взгляда на моду. Жутко боятся играть со стилями, не могут смешивать разные идеи…
       
       Итак, кроме просто желающих неординарно одеться, во «Фрик фрак» приходят и те, кто делает моду. Магазин сотрудничает с кинорежиссерами, театрами, модельерами. Ирина подбирает одежду для спектаклей, сериалов и телепрограмм…
       В Европе подобные магазины винтажной одежды уже давным-давно заняли свою нишу в фэшн-бизнесе, у нас же все только начинается. Мало кто отважится полностью облачиться в костюм прямиком из 60-х. Хозяйка пытается раскрепостить не только начинающих модельеров, но и обычных своих посетителей, предлагая им иногда весьма странные вещи. Так, одна женщина, не устояв, купила все-таки понравившееся восточное платье, но так и не рискнула показаться в нем на улице и просто повесила на стенку как элемент декора.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera