Сюжеты

СТАРЫЙ ФРАК ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ

Этот материал вышел в № 87 от 20 Ноября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

В подвале на Шаболовке одевают фриков Появившиеся в начале 90-х секонд-хенды уже давно стали неотъемлемой частью столичного шопинга. В гардеробе самых отъявленных модников обязательно найдется что-нибудь «из вторых рук» — эти люди умеют...


В подвале на Шаболовке одевают фриков
       
       Появившиеся в начале 90-х секонд-хенды уже давно стали неотъемлемой частью столичного шопинга. В гардеробе самых отъявленных модников обязательно найдется что-нибудь «из вторых рук» — эти люди умеют вытащить из кучи тряпья то, что завтра покажут на подиуме. В захламленных подвалах нам открылась простая истина: «Модно — не значит дорого». Одежда «б/у» — часто «развесная», да и по цене практически «овощной» — оказалась одновременно самой народной и самой маргинальной: всем по карману, но не каждому по плечу. Купить-то может каждый, а ты попробуй носить ее так, чтобы не выглядеть голым королем! Свобода выбора требует наметанного глаза, терпения и безупречного вкуса — лишь тогда твою пресыщенность не спутают с голодом.
       
       Однако в последнее время отношение к секонд-хендам стало меняться, причем не в лучшую сторону. Оправившийся от кризиса потребитель отошел от идеала «дешево и сердито». Благосостоянию потребовалась состоятельная блажь. Кругом открываются бутики и салоны, где на продажу выставлены шикарные, сплошь эксклюзивные «одежды» с вереницей нулей на ценниках — их даже закавычить хочется, как музейные экспонаты. Но в какой-то момент столичные модники, устав от погони за лейблами, поняли, что им чего-то не хватает. Тогда и появился альтернативный вариант — винтажный магазин. Это не совсем секонд-хенд со старой и дешевой одеждой и совсем не бутик с навороченными вещами и сногсшибательными ценами.
       
       Хозяйка винтажного магазина «Фрик фрак», профессиональный модельер и стилист Ирина Гетманова, считает, что «винтаж» — это совершенно особое явление: «Каждые 20 лет мода делает ссылку на предыдущий опыт, все движется по спирали, и по прошествии времени давно уже забытые модели становятся актуальными». В винтажном магазине можно приобрести индийское сари, японское кимоно, неприметное пальто 50-х, цветастые психоделические рубахи 70-х и многое другое. Вся одежда оригинальная. Хозяйка сама тщательно отбирает на складах вещи, которые затем пойдут в продажу. Главный критерий — возраст, одежде должно быть как минимум 20 лет.
       На первый взгляд «Фрик фрак» мало чем отличается от обычного секонд-хенда. Это небольшой, довольно тесный подвальчик, затерянный где-то во дворах на Шаболовской. Свободного пространства почти нет — все заставлено плотными рядами вешалок, полками и стеллажами с одеждой. Прямо посреди зала стоят гладильная доска и утюг. Покупателей не видно, а работники магазина раскладывают новый товар. Ирина сразу объясняет, что сейчас небольшое затишье: прошел Хэллоуин, потенциальные клиенты пока отдыхают, а магазин приводит себя в порядок, подсчитывает убытки или прибыль, заказывает новые вещи — в общем, готовится к новому штурму.
       Ирина — потомственный модельер: «Во время войны тетка моей мамы обшивала Клавдию Шульженко. Тогда не было салонов, и все делалось вручную. Я тоже шила для своих родственников, потом у меня появилась швейная машинка — так все и началось. Родители были категорически против моего увлечения, потому что в те времена такое занятие считалось противозаконным. Шить на дому не разрешалось — это было частное предпринимательство. Я получила архитектурное образование в Киеве, но долго работать по специальности не смогла: поняла, что в проектном институте выразить себя не получится. Вот тогда я все-таки продолжила шить на дому, постепенно у меня появились помощники, и пошло-поехало. Так я стала неким альтернативным модельером».
       — А когда возникла идея собственного магазина?
       — Я переехала в Москву, продолжала шить, поработала у Юдашкина, потом у меня был один из первых швейных кооперативов в Москве, работала стилистом… Я заметила, что довольно часто западные модельеры используют фрагменты старых вещей. Я обожала ходить по Тишинскому рынку, где бабульки продавали одежду 60—70-х годов, что-то покупала, делала себе разные смешные вещи…
       Около двух лет назад в подвале на Шаболовской открыла «Фрик фрак».
       — Приходится ли вам сталкиваться с непониманием со стороны покупателей, ведь они приходят в авторский магазин, а им почему-то предлагают старые вещи?
       — Да, конечно. Непонимание есть. На Западе я бы могла держать магазин для масс. Здесь ситуация иная. Дело в том, что к таким попыткам отношение у нас в целом довольно негативное. Считается, что это какие-то обноски от богатых родственников, от старших братьев и сестер. Несмотря на это, огромное количество моих клиентов — из тех, кто приезжает в магазин на дорогих машинах.
       — Одеться в «ФФ» может позволить себе не каждый?
       — Для меня абсолютно безразлично, кто приходит, поэтому цены у нас довольно умеренные. Я бы даже сказала, что они не всегда соответствуют высокому качеству товара. Правда, есть вещи, которые вы не увидите на полках, я продаю их конкретным людям, заранее договариваясь. Это профессионалы, которые сами занимаются дизайном одежды. Они используют фрагменты старых вещей в своих моделях, которые нередко можно потом увидеть в галереях.
      
       По словам Ирины, «Фрик фрак» — не только магазин, но и некое место тусовки, потенциальных покупателей все чаще можно узнать в лицо, и поэтому атмосфера становится все более камерной. Фрик — это человек, свободный от любых стереотипов, немного странный и совершенно незакомплексованный, именно для таких посетителей и работает магазин винтажной одежды.
       
       — А есть ли какая-то категория покупателей, которую вам особенно нравится обслуживать?
       — Ко мне часто приходят ребята из модельного бизнеса, они очень здорово смешивают дорогие дизайнерские вещи с нашими недорогими. Получается самое «то»… Или показывает мне покупатель картинку и говорит «хочу так», тогда я могу помочь ему, найти что-то, предложить. Я могу по ткани определить, когда была изготовлена та или иная вещь. Поэтому, когда снимается фильм или ставится спектакль и необходимо отразить социальный статус героя в определенное время, я могу четко сказать, во что он должен быть одет.
       — То есть ваша профессия — особенная?
       — Это можно называть по-разному, например «художник по костюмам». Одежда очень важна для передачи духа времени. Вы знаете, что в 70-х льняная вещь была дешевой, а синтетическая, напротив, дорогой? Те, кто носил нейлоновые рубашки, были очень модными, сейчас же, как мы знаем, ситуация прямо противоположная. В некоторых фильмах, например в «Бойцовском клубе», одежда подбиралась, наоборот, таким образом, чтобы она ни в коем случае не ассоциировалась у зрителя с каким-то определенным временем. Это делается для того, чтобы фильм, его проблематика не старели с течением времени и оставались актуальными еще долго. Потому что стареет одежда, а вместе с ней стареет и проблема.
       — Получается, вы не только продавец, но и художник.
       — Да, ко мне приходит режиссер, объясняет замысел, и я подбираю одежду для спектакля или кинофильма из ассортимента собственного магазина. Правда, оплата уже соответствующая. Но им удобнее оплатить мою работу стилиста и купить у меня подобранные костюмы, чем нанимать отдельных людей.
       — И у вас есть постоянные клиенты?
       — Конечно, есть. Мы постоянно работаем с MTV, с Туттой Ларсен в частности. Еще там есть группа девчонок, которых мы одеваем. Это все китч, конечно, но это их выбор. Есть много довольно известных музыкантов, которые заказывают мне сценические костюмы. У нас особая договоренность: когда я получаю интересующие их вещи, то связываюсь с ними, они приезжают и забирают свой заказ.
       — Можете ли вы как-то охарактеризовать собирательный образ остальных покупателей?
       — Кроме тех, о которых мы говорили, это в основном молодежь, интеллигенция. Студенты гуманитарных вузов, много компьютерщиков, как ни странно. Часто приходят заказы на костюмы для корпоративных вечеринок… В общем, все, кто пытается найти свой стиль. А вот с кем сложно работать, так это с начинающими модельерами. Они очень зашоренные, у них нет широкого взгляда на моду. Жутко боятся играть со стилями, не могут смешивать разные идеи…
       
       Итак, кроме просто желающих неординарно одеться, во «Фрик фрак» приходят и те, кто делает моду. Магазин сотрудничает с кинорежиссерами, театрами, модельерами. Ирина подбирает одежду для спектаклей, сериалов и телепрограмм…
       В Европе подобные магазины винтажной одежды уже давным-давно заняли свою нишу в фэшн-бизнесе, у нас же все только начинается. Мало кто отважится полностью облачиться в костюм прямиком из 60-х. Хозяйка пытается раскрепостить не только начинающих модельеров, но и обычных своих посетителей, предлагая им иногда весьма странные вещи. Так, одна женщина, не устояв, купила все-таки понравившееся восточное платье, но так и не рискнула показаться в нем на улице и просто повесила на стенку как элемент декора.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera