Сюжеты

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО НЕ БЫЛО» ВОТ-ВОТ ПОЯВИТСЯ

Этот материал вышел в № 88 от 24 Ноября 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Накануне премьеры спектакля по пьесе Довлатова Вы видели где-нибудь главного режиссера с костюме мишки с круглыми ушками? Я видела — в Псковском театре кукол. Режиссер Александр Заболотный похож на молодого Венедикта Ерофеева, но славен...


Накануне премьеры спектакля по пьесе Довлатова
       
       Вы видели где-нибудь главного режиссера с костюме мишки с круглыми ушками? Я видела — в Псковском театре кукол. Режиссер Александр Заболотный похож на молодого Венедикта Ерофеева, но славен другим: на днях он выпускает премьеру по найденной в литчасти театра неизвестной пьесе Сергея Довлатова «Человек, которого не было». К одноименному недавнему фильму Джоэла Коэна отношения не имеющей, ибо пьеса была написана в 1975 году по заказу Псковского театра.
       Параллельно с главной премьерой сезона Заболотный репетирует капустник «Теремок в вишневом садике», в котором жители Теремка слышат звук лопнувшей струны, Медведь-Фирс бормочет пророчества, а Лягушка вздрагивает совсем как Раневская. Одним словом, недетские темы поднимаются к юбилею — в конце ноября театру кукол Пскова исполняется 40 лет.
       Им просто нельзя играть плохие спектакли. Театр живет в семейной церкви купца Батова, построенной для жены-старообрядки около ста лет назад. Сцена находится в бывшей алтарной части — а потому за каждое слово актеры не только перед режиссером отвечают.
       Для наблюдателя очевиден печальный факт: современный театр драмы все больше превращает живого актера в хорошо пляшущую марионетку. Лучший актер драмы сегодня — легко заполняемый сосуд. Еще Дидро в «Парадоксе об актере» мечтал о «чудесном паяце, которого поэт держит за веревочку и указывает истинную форму, которую он должен принять».
       В такие времена театр кукол — выигрывает. Потому что идет от обратного — оживляет тряпочки и деревяшки, вдыхает в них душу. И люди, этим занимающиеся, сами становятся счастливее: «В руке сладость появляется, когда делаешь точное движение», — вот как говорит Саша Заболотный, даже сына своего назвавший Петрушей. И потому сказать «кукловод» никак нельзя: актер куклу не водит, он ею является.
       Довлатовская пьеса, так привлекшая внимание к театру, — не только детская, даром что для детского театра писана. Герои ее — нерадивый школьник Минька Ковалев, мечтающий стать фокусником в цирке, говорящий попугай Цымба и иллюзионист Луиджи Драндулетти — рады были бы развеселить детей парой-другой шуток, в то же время придуманы они добрым, но грустным человеком, обдумывающим свое житье. А потому Цымба во все попугайское горло громко обнародует то, что Минькин герой, фокусник Луиджи Драндулетти, говорил тихо: «У меня нет имени, нет лица, нет души. Я — пустое место!»
       Это — максима для вдумчивого родителя, пока ребенок чаруется попугайским хвостом. Критикам тоже бросили горсть орешков пощелкать: мораль в спектакле есть, не придерешься. Минька, поняв, что фокус исчезающего в одном сундуке и появляющегося в другом сундуке Драндулетти заключался в том, что маг держал в одном из сундуков своего брата-близнеца, принимает важное решение, снова садясь за уроки:
       За право быть самим собой
       Отважно борется любой,
       Идет на честный бой,
       Лица не пряча!
       Чужое имя не к лицу
       Ни моряку, ни кузнецу,
       А каждому — свое. И не иначе!
       Куклы нужны сложнейшие, трюковые. Цирковые фокусы опять же. Московская компания «Вим-Биль-Данн», государственный комитет по культуре области, «Балтийский банк» и издательская фирма «Вайт» помогли делом — премьера состоится 29 ноября. Потому в цехах кроится поролон, льется клей, набивается вата, пришиваются пуговицы — хорошо все, одним словом, тьфу, тьфу, тьфу. Еще у них теперь есть автобус, на котором можно ездить в область со спектаклями, и целая починенная крыша. Едва родившись, выточенный из полена Минька Ковалев начинает искать Псковскому театру золотой ключик и, скорее всего, найдет — ведь он из пьесы хоть и «с фокусами», но «без обмана».
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera