Сюжеты

СИСТЕМА «ГОС-ВЫБОРЫ»: ГОСЗАКАЗ, ГОСНАДЗОР, ГОСПРИЕМКА

Этот материал вышел в № 89 от 07 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Задолго до штурма парламентских высот «партия власти» удачно провела захват избиркомов. Парламентское большинство единороссов предопределено их большинством в избирательных комиссиях. Там, где интересы других партий блюдет один человек,...


       

      
       Задолго до штурма парламентских высот «партия власти» удачно провела захват избиркомов. Парламентское большинство единороссов предопределено их большинством в избирательных комиссиях. Там, где интересы других партий блюдет один человек, интересы «Единой России» блюдут сразу трое. Победу «правильных» партий избиркомы будут выковывать не только при подсчете голосов, они уже ее куют.
       
       Избиркомы — такой же, если не более важный, субъект выборов, как электорат и депутаты. Избирательные комиссии — единственное, что находится между избирателем и Думой. Мы решили рассмотреть, что же это за «прокладка» такая между народом и его представительством во власти.
       Взять, допустим, областные избирательные комиссии. Формируются они согласно федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
       По закону половина членов комиссии назначается местным органом законодательной власти, другая половина — органом исполнительной власти или как вариант — губернатором.
       По закону не менее чем наполовину комиссия должна состоять из представителей партий.
       По закону госслужащих и сотрудников госсектора в комиссиях не может быть более трети от общего числа.
       По закону в комиссии должно быть «не более одного представителя от избирательного объединения, избирательного блока».
       Перед законом все равны, но некоторые равнее других.
       Каждая партия хотела бы послать своего человека в избирком, но партий много, а членов комиссии обычно бывает 12—14 человек. Партийная половина — так и вообще 6 — 7, поэтому предпочтение отдается тем партиям, что имеют в Думе собственную фракцию.
       На практике это означает, что почти в каждой комиссии есть представитель и «Отечества», и «Единства». То есть в законе говорится об избирательном объединении, но такие объединения на выборы не идут. Зато идет «Единая Россия», в которую они слились. Поэтому к первым двум можно добавить третьего — представителя от самой «Единой России».
       В подавляющем большинстве областных избиркомов интересы партии власти представлены двумя членами. Из тех, кого мы успели проверить, это облизбиркомы Воронежской, Тамбовской, Липецкой, Тверской, Ростовской, Тульской, Рязанской, Смоленской областей. Но есть области, где единороссы представлены сразу «тройками»: Курская, Астраханская, Ульяновская.
       Из той дюжины субъектов Федерации, что мы успели обзвонить, нет ни одной (!) области, ни одного края, где от единороссов был бы один представитель. Правда, есть Волгоградская область, где их вообще нет, но, наверное, это то самое исключение, которое лишь подтверждает правило.
       Вспомним еще и «красный пояс», где в избиркомах неплохо представлены коммунисты. Например, в тамбовской избирательной комиссии два представителя КПРФ, в Воронеже коммунист один, но ему, чтобы не скучал, дали в нагрузку беспартийного главного редактора газеты «Коммуна».
       Поскольку по закону губернатор назначает членов комиссий, то преференции той или иной партии зависят от него. Вот вам типичный пример с Ульяновской областью: при «красном» Юрии Горячеве коммунисты полновластно хозяйствовали в избиркоме, но с приходом «радикального единоросса» Владимира Шаманова представитель КПРФ остался в одиночестве, а число единороссов максимальное — три человека.
       Между прочим, три человека — это четверть всей комиссии и половина ее партийного блока. Согласитесь, перевес довольно ощутимый, и речь идет о достаточно высоком, областном уровне. Когда мы попытались выяснить, что же происходит «внизу», и проверили, к примеру, московские участковые комиссии, то выяснилось, что из пяти проверенных, по крайней мере, в трех есть единоросская тройка. Остальные две просто отказались выдавать эту информацию.
       Не важно, как голосуют, важно, кто считает голоса?
       Но проблема не только в политических пристрастиях членов избиркомов.
       Закон четко прописывает: в состав комиссии могут входить не более трети госслужащих. Иначе избирком окажется под каблуком у властей. Вопреки закону комиссии порой состоят из одних только бюджетников. Ректоры университетов, руководители ЖЭКов, милиционеры, налоговики — мелкие, но чиновники.
       В Тамбове, например, в качестве «беспартийных» представителей в облизбирком назначили двух работников горсовета и еще троих — из райсоветов области. Нетрудно догадаться, каковы политические пристрастия чиновников всевозможных советов традиционно «красного» Тамбова.
       В рязанском избиркоме — похожая ситуация: два человека — преподаватели, один — профессор, один — завкафедрой и, наконец, один — завотделом народного образования. Сразу пять человек подчиняются конкретному чиновнику. Эту компанию разбавили главврачом одной из рязанских клиник и представителем областного совета ветеранов. Такая вот «независимая» избирательная комиссия.
       
       Ольга БОБРОВА, Илья ВАСЮНИН,


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera