Сюжеты

КАК Я БЫЛА «ЖАВОРОНКОМ»

Этот материал вышел в № 89 от 07 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

ГВОЗДИ НАДО ЗАБИВАТЬ С УТРА По статистике, на одну «сову» приходятся два «жаворонка». Проснувшись однажды в шесть утра и увидев, что окна в доме напротив горят вовсю, я убедилась, что в приведенной статистике есть изрядная доля правды. И...


ГВОЗДИ НАДО ЗАБИВАТЬ С УТРА
       
       По статистике, на одну «сову» приходятся два «жаворонка». Проснувшись однажды в шесть утра и увидев, что окна в доме напротив горят вовсю, я убедилась, что в приведенной статистике есть изрядная доля правды. И тоже решила стать «жаворонком» хотя бы на неделю. Тем более что для этого был повод. На Первом телеканале — новое руководство утренних программ: Ларису Кривцову сменил Андрей Понизовский. Как мне сказали в дирекции утреннего вещания, «ведущие пока все прежние». Значит, изменения надо искать в содержании программ, решила я, включая телевизор в шесть утра.
       …Первые гости начинают возникать в студии «Доброго утра» сразу после начала программы. И совершенно очевидно, что в это глухое время пытаются загнать самый что ни на есть брак. Например, заумный разговор с ученым о том, как «спастись от новых реагентов».
       Утренний зритель — особый. Он тороплив. Часто отвлекается, собираясь на работу. И к тому же неизвестно, в каком настроении и с какой ноги он встал. Посему «грузить» его с утра опасно: может просто-напросто «убежать» на другой телеканал. Действительно, и «Россия», и НТВ ищут и находят лицо своих утренних передач. К примеру, на НТВ режиссер постоянно изобретает для ведущих какие-то ходы: они то играют в фанты, то разбирают смысл наших фамилий — в общем, в их работе видна какая-то драматургия. На телеканале «Россия» прямой эфир для ведущих — обоснованная необходимость: они всегда в курсе событий начинающегося дня, в их программе много прямых включений, в подаче сообщений с самого утра главный ориентир — оперативность. А это именно то, что может задержать торопливого утреннего зрителя у экрана.
       Говоря о Первом, пока можно констатировать одно: по всей видимости, там решили сделать козырем эфира беседы в студии. За два с половиной часа перед вами проходят по 6 — 7 гостей программы. Большинство бесед идет в записи: это легко определить по качеству изображения. Но лишь немногие беседы способны задержать внимание зрителя. Разумеется, это касается не всех ведущих: опытные журналисты Лариса Вербицкая и Арина Шарапова предельно щепетильны в выборе собеседников и тактичны во время самой беседы. Что же касается пары А. Стриженов — Е. Стриженова или Оксаны Деревянко, то тут эфир нередко превращается в полифонию, переходящую в какофонию: ведущие перебивают своего собеседника, потом друг друга, сбиваются и в конце концов забывают о теме беседы. Например, во время торопливого триалога пары Стриженовых с изобретателями первого в России реактивного самолета я не услышала ни одного ответа приглашенных в студию: их упорно глушили ведущие, затеявшие под конец какой-то диспут друг с другом. Очевидно, имеет смысл разбивать эту пару при беседах: ведь сложился же разговор у отдельно взятой Е. Стриженовой с врачом-терапевтом Московского областного клинического института Еленой Широковой о диагнозе, который человек может сам себе поставить, посмотрев утром в зеркало.
       Странно, но факт: лучше всего беседы по утрам удаются не кому-либо из ведущих, а Льву Бруни. Почему странно? Да потому что Бруни — обозреватель, и студийные беседы — не его специальность. Впрочем, может быть, именно поэтому он всегда готовится к разговору заранее сам и готовит к нему собеседника. Во-вторых, он предлагает зрителю вариант телевизионной беседы: с фрагментами фильмов или хроники. И это заставляет не просто слушать его, как слушают радио, но и смотреть. К примеру, обсуждая с актером-каскадером Михаилом Коноваловым законопроект Госдумы о запрете показа сцен насилия на ТВ, он построил разговор весьма живо и забавно: с кадрами из кинофильмов и мультфильмов (по логике депутатов, под запрет должны попасть такие картины, как «Вождь краснокожих», «Белый Бим — черное ухо», «Ну, погоди!» и еще многое другое, смешное, любимое и абсолютно безобидное).
       
       Резкое сокращение прямого телеэфира на Первом телеканале наводит сразу на несколько мыслей. Во-первых, в чем целесообразность и смысл разговоров, порой попросту «грузящих» человека, второпях глотающего бутерброд во время надевания костюма? Неужели просто для того, чтобы заполнить эфирное время? Согласитесь: новости в прямом эфире плюс беседы в студии — это никак не концепция утреннего телеканала. И если так дело пойдет дальше, Первый рискует растерять свою аудиторию: одни уйдут на политизированный канал «Россия», другие — на заманивающее сенсационными или просто забавными сюжетами НТВ, третьи — на МТV, которое просто заводит с утра хорошей музыкой.
       Если Первый действительно начнет серьезную борьбу за утреннего зрителя, то ему придется иметь в виду и конкуренцию с музыкальными телеканалами, которые оттягивают солидную часть молодежной аудитории задорными видеоклипами. На Первом же они возникают, как правило, совсем неожиданно, безо всякой логической привязки к сказанному или показанному перед этим. И круг исполнителей довольно узок: Олег Газманов, Земфира да незрелые продукты «Фабрики звезд»…
       Впрочем, одну отрадную тенденцию в поисках «Добрым утром» своего лица все же можно назвать. Это ставка на рубрики, которые ведут журналисты, профессионально разбирающиеся в том или ином вопросе. В их числе — бизнес-новости с Игорем Евтеевым, новости кино с Екатериной Мцитуридзе.
       Безусловно, поиск собственного лица — внутреннее дело самого канала. Но если он намерен всерьез бороться за зрителя, то следует помнить: гвозди надо забивать с самого утра. Будет обидно, если Первый затеряется среди множества своих соперников.
       Хотя, честно признаться, я писала эти строки, думая по большей части о настрое, с которым человек начнет новый день.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera