Сюжеты

КАК Я БЫЛА «ЖАВОРОНКОМ»

Этот материал вышел в № 89 от 07 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

ГВОЗДИ НАДО ЗАБИВАТЬ С УТРА По статистике, на одну «сову» приходятся два «жаворонка». Проснувшись однажды в шесть утра и увидев, что окна в доме напротив горят вовсю, я убедилась, что в приведенной статистике есть изрядная доля правды. И...


ГВОЗДИ НАДО ЗАБИВАТЬ С УТРА
       
       По статистике, на одну «сову» приходятся два «жаворонка». Проснувшись однажды в шесть утра и увидев, что окна в доме напротив горят вовсю, я убедилась, что в приведенной статистике есть изрядная доля правды. И тоже решила стать «жаворонком» хотя бы на неделю. Тем более что для этого был повод. На Первом телеканале — новое руководство утренних программ: Ларису Кривцову сменил Андрей Понизовский. Как мне сказали в дирекции утреннего вещания, «ведущие пока все прежние». Значит, изменения надо искать в содержании программ, решила я, включая телевизор в шесть утра.
       …Первые гости начинают возникать в студии «Доброго утра» сразу после начала программы. И совершенно очевидно, что в это глухое время пытаются загнать самый что ни на есть брак. Например, заумный разговор с ученым о том, как «спастись от новых реагентов».
       Утренний зритель — особый. Он тороплив. Часто отвлекается, собираясь на работу. И к тому же неизвестно, в каком настроении и с какой ноги он встал. Посему «грузить» его с утра опасно: может просто-напросто «убежать» на другой телеканал. Действительно, и «Россия», и НТВ ищут и находят лицо своих утренних передач. К примеру, на НТВ режиссер постоянно изобретает для ведущих какие-то ходы: они то играют в фанты, то разбирают смысл наших фамилий — в общем, в их работе видна какая-то драматургия. На телеканале «Россия» прямой эфир для ведущих — обоснованная необходимость: они всегда в курсе событий начинающегося дня, в их программе много прямых включений, в подаче сообщений с самого утра главный ориентир — оперативность. А это именно то, что может задержать торопливого утреннего зрителя у экрана.
       Говоря о Первом, пока можно констатировать одно: по всей видимости, там решили сделать козырем эфира беседы в студии. За два с половиной часа перед вами проходят по 6 — 7 гостей программы. Большинство бесед идет в записи: это легко определить по качеству изображения. Но лишь немногие беседы способны задержать внимание зрителя. Разумеется, это касается не всех ведущих: опытные журналисты Лариса Вербицкая и Арина Шарапова предельно щепетильны в выборе собеседников и тактичны во время самой беседы. Что же касается пары А. Стриженов — Е. Стриженова или Оксаны Деревянко, то тут эфир нередко превращается в полифонию, переходящую в какофонию: ведущие перебивают своего собеседника, потом друг друга, сбиваются и в конце концов забывают о теме беседы. Например, во время торопливого триалога пары Стриженовых с изобретателями первого в России реактивного самолета я не услышала ни одного ответа приглашенных в студию: их упорно глушили ведущие, затеявшие под конец какой-то диспут друг с другом. Очевидно, имеет смысл разбивать эту пару при беседах: ведь сложился же разговор у отдельно взятой Е. Стриженовой с врачом-терапевтом Московского областного клинического института Еленой Широковой о диагнозе, который человек может сам себе поставить, посмотрев утром в зеркало.
       Странно, но факт: лучше всего беседы по утрам удаются не кому-либо из ведущих, а Льву Бруни. Почему странно? Да потому что Бруни — обозреватель, и студийные беседы — не его специальность. Впрочем, может быть, именно поэтому он всегда готовится к разговору заранее сам и готовит к нему собеседника. Во-вторых, он предлагает зрителю вариант телевизионной беседы: с фрагментами фильмов или хроники. И это заставляет не просто слушать его, как слушают радио, но и смотреть. К примеру, обсуждая с актером-каскадером Михаилом Коноваловым законопроект Госдумы о запрете показа сцен насилия на ТВ, он построил разговор весьма живо и забавно: с кадрами из кинофильмов и мультфильмов (по логике депутатов, под запрет должны попасть такие картины, как «Вождь краснокожих», «Белый Бим — черное ухо», «Ну, погоди!» и еще многое другое, смешное, любимое и абсолютно безобидное).
       
       Резкое сокращение прямого телеэфира на Первом телеканале наводит сразу на несколько мыслей. Во-первых, в чем целесообразность и смысл разговоров, порой попросту «грузящих» человека, второпях глотающего бутерброд во время надевания костюма? Неужели просто для того, чтобы заполнить эфирное время? Согласитесь: новости в прямом эфире плюс беседы в студии — это никак не концепция утреннего телеканала. И если так дело пойдет дальше, Первый рискует растерять свою аудиторию: одни уйдут на политизированный канал «Россия», другие — на заманивающее сенсационными или просто забавными сюжетами НТВ, третьи — на МТV, которое просто заводит с утра хорошей музыкой.
       Если Первый действительно начнет серьезную борьбу за утреннего зрителя, то ему придется иметь в виду и конкуренцию с музыкальными телеканалами, которые оттягивают солидную часть молодежной аудитории задорными видеоклипами. На Первом же они возникают, как правило, совсем неожиданно, безо всякой логической привязки к сказанному или показанному перед этим. И круг исполнителей довольно узок: Олег Газманов, Земфира да незрелые продукты «Фабрики звезд»…
       Впрочем, одну отрадную тенденцию в поисках «Добрым утром» своего лица все же можно назвать. Это ставка на рубрики, которые ведут журналисты, профессионально разбирающиеся в том или ином вопросе. В их числе — бизнес-новости с Игорем Евтеевым, новости кино с Екатериной Мцитуридзе.
       Безусловно, поиск собственного лица — внутреннее дело самого канала. Но если он намерен всерьез бороться за зрителя, то следует помнить: гвозди надо забивать с самого утра. Будет обидно, если Первый затеряется среди множества своих соперников.
       Хотя, честно признаться, я писала эти строки, думая по большей части о настрое, с которым человек начнет новый день.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera