Сюжеты

ВЗЛЕТ В НИКУДА

Этот материал вышел в № 89 от 07 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В Ярославле существует аэродром для перевозки цыплят До 1994 года непода леку от Ярославля, в Туношне, базировался авиационный полк ПВО, затем четыре года аэродром был невостребован и заброшен. Находящаяся под боком, в 17 километрах от...


В Ярославле существует аэродром для перевозки цыплят
       

      
       До 1994 года непода леку от Ярославля, в Туношне, базировался авиационный полк ПВО, затем четыре года аэродром был невостребован и заброшен. Находящаяся под боком, в 17 километрах от центра города, «ничейная» собственность не давала покоя губернатору Лисицыну, имевшему славу «умелого» рыночника и реформатора. И вот распоряжением правительства РФ от 13.08.98 г. № 1038-Р военный аэродром «Туношна» был передан в собственность Ярославской области. А в октябре 1998 года на его базе было создано ГУП (государственное унитарное предприятие) Ярославской области «Аэропорт Туношна».
       Теперь-то можно было показать свои управленческие таланты. Чиновная рать Ярославля потирала руки. Взлетное поле казалось безбрежным и уходящим прямо в небо. Перед взором губернатора и его команды рисовалась радужная картина — беспрестанно садящиеся и взлетающие самолеты с надписями «Москва — Нью-Йорк» и названиями других заморских городов, галдящие не по-нашему бизнесмены и туристы, ажурное здание аэровокзала, мотели и кемпинги…
       Дело было за «малым» — переделать военный аэродром в гражданский аэропорт. Почему-то никто из бизнесменов — людей, умеющих считать деньги и составлять бизнес-планы, не торопился с инвестициями. Банки также ссуд не предоставляли, не веря в возможность реализации проекта. Но губернаторская команда не казалась обескураженной. Решение было найдено гениальное — взять необходимые средства из областного бюджета.
       А средств требовалось ни много ни мало 26 миллионов долларов! По крайней мере, именно такая цифра звучала в кулуарах заседаний, на которых решалась судьба объекта. Надо сказать, что, выходя в областную Думу, администрация Ярославской области ни разу не показала народным избранникам официально утвержденных трат, на что не раз указывали сами депутаты. Первый заместитель Лисицына Владимир Ковалев клятвенно обещал предоставить требуемый документ, но потом оказывалось, что ему все недосуг.
       Тем временем дело двигалось, администрация государственного аэропорта за бюджетные деньги щедро покупала дорогостоящее оборудование, попадая попутно во всякие неприятные истории. Так, перед визитом в аэропорт высокого начальства решено было заказать у ЗАО «Рыбинский научно-технический центр «Автомобили аэропортов» дорогостоящий трап. Трап рыбинцы оперативно поставили, но оплаты так и не дождались.
       В таких условиях администрации области приходилось идти на любые приемы, лишь бы «додавить» депутатов. Так, в 2002-м Ярославскую область потряс скандал, когда оказалось, что без ведома местной Думы губернатор потратил вместо запланированных 16 миллионов рублей 85! Причем Лисицын даже не пытался скрыть факт несанкционированных трат, гордо подтвердив, что действовал по-военному, оперативно применяясь к обстановке. К чему тут обращать внимание на формальности?
       К настоящему времени ситуация зашла в тупик. Вроде бы аэропорт и есть, а с другой стороны — его и нет. Регулярные пассажирские рейсы из «Туношны» не выполняются. В прошлом году какое-то время здесь останавливались самолеты, летающие по маршруту Ухта — Ярославль — Анапа, что выдавалось за большое достижение.
       Пока основным воздушным грузом, который периодически проходит через государственную границу в «Туношне», являются цыплята из Венгрии. Но большая часть самолетов останавливается в ярославском аэропорту только на дозаправку, а разгружается в других аэропортах.
       Слабое звено в «Туношне» нашел и министр транспорта Сергей Франк, заявив в интервью «Независимой газете», что «уровень таможенного сервиса здесь будет ключевым элементом для клиентов». А в ярославском аэропорту работа таможни пока оставляет желать лучшего.
       Силясь хоть как-то спасти свое детище, губернатор Лисицын не так давно пригласил в «Туношну» шефа российской таможни Михаила Ванина. По мнению последнего, перспектива ярославского аэропорта — в перевозке среднеазиатских дынь и арбузов. Он только не уточнил, сколько будут стоить эти бахчевые после доставки их в Москву по воздуху.
       До сих пор над ГУПом висит угроза приватизации с перспективой попадания по дешевке в чьи-то оборотистые руки. Губернатор Лисицын в своих интервью не раз заявлял, что если найдется некто, согласный купить 51% акций, то администрация области избавится от них с радостью. Процесс уже начат. При аэропорте уже создано ЗАО «Топливозаправочный комплекс «Туношна», в котором у государства, и то не напрямую, всего лишь 38% акций. А ведь топливный бизнес, пожалуй, единственный, который может приносить доход в современной «Туношне».
       Выводы просты. Не надо бы чиновникам лезть туда, где они ничего не понимают. Госслужащий по определению — незаинтересованный и неэффективный собственник, равно как и управленец. Дело чиновников — формировать бюджет и правильно его распределять. Заниматься бизнесом — прерогатива бизнесменов, извините уж за тавтологию. Губернатор, взявшись не за свое дело, существенно ухудшил свое реноме.
       Неэффективно растрачены бюджетные деньги, которые могли пойти на решение других неотложных нужд. Подорвано доверие потенциальных инвесторов, которые, видя подобное, остерегутся лишний раз иметь дело с руководством области, которая и так уже стала в глазах соседей притчей во языцех. Кстати сказать, несмотря на все уверения губернаторской стороны об «эксклюзивности» «Туношны», в той же Ивановской области есть потенциально более удобный аэродром — «Южный».
       Если бы существовала действительная необходимость в дешевом и удобном аэродроме, самолеты бы уже сейчас «толпились» в «Туношне». Но бизнес не обманешь. В Германии (с куда более напряженным воздушным трафиком) на полстраны вполне хватает аэропорта во Франкфурте-на-Майне. Каждая отдельно взятая земля не строит себе по аэропортику — лишь бы был свой.
       Не просчитав экономическую целесообразность, исключительно из соображений имиджа, а может быть, и «теневых» расчетов неких лиц в администрации губернатор Лисицын повесил на шею своих преемников решение непростой задачи — что же делать с «аэропортом» «Туношна»?
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera