Сюжеты

НЕБЕСНАЯ РЕСПУБЛИКА, или СМЕРТЬ БОЖЕСТВА

Этот материал вышел в № 89 от 07 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

На российский рынок выброшен конкурент «Гарри Поттера»: девочка из Оксфорда с факультета «темных магов». Первый том книги Филипа Пулмана «Темные начала» раскупается в Москве быстрее, чем когда-то первый тираж «Гарри Поттера». Какова роль...


       
       На российский рынок выброшен конкурент «Гарри Поттера»: девочка из Оксфорда с факультета «темных магов». Первый том книги Филипа Пулмана «Темные начала» раскупается в Москве быстрее, чем когда-то первый тираж «Гарри Поттера». Какова роль темных начал в успехе новой британской сказки?
       
       «Небесное Царство ушло… Мы уже не можем жить так, будто в этом мире что-то значит больше, чем сама жизнь. Потому что там, где мы есть, и есть главное место. …Сам я считаю, что Бог умер, но тем не менее мы нуждаемся в Небесах. И поскольку более уже невозможно верить в Небесное царство, надо создать республику».
       Речь «Небесная республика» Филип Пулман предал гласности в 2003 году. Почти тогда же в Эдинбурге на международном книжном фестивале Пулман утверждал, что в эпоху войны в Ираке литература лишается всякого смысла, если она не говорит о нравственности.
       Тезисы почти противоречат друг другу: где-то между ними помещается message сказочной трилогии Пулмана «Темные начала». В Англии и США 1990-х книги Пулмана стоят в том же ряду, что сказки Толкина, Льюиса и Джоан Роулинг. Уступая «Гарри Поттеру» в тиражах, «Темные начала» резко превзошли книги Роулинг по числу литературных премий. В 1996 году первый том трилогии, «Северное сияние», получил в Британии три серьезные премии (Carnegie Medal, Guardian Children's Fiction Award, British Book Award), в 1998-м и 2002-м были премированы второй и третий тома.
       Детская, «сказочно-приключенческая» трилогия Пульмана была в 2002 году номинантом «Букера». Студия «New Line Cinema» приступает к экранизации книг, а Национальный театр Лондона готовит театральную версию.
       В России перевод первого тома трилогии Пулмана вышел недавно. Но «Северное сияние» раскупается в магазинах Москвы быстрее, чем в 2001-м «Гарри Поттер и философский камень». Опытный читатель не может не обратить внимания и на имя переводчика: на русском «Темные начала» трактует лучший на сей день переводчик с английского, лауреат «Малого Букера» и премии «Либерти» Виктор Голышев. Прежде работавший с текстами Фолкнера, Стайрона, Кена Кизи, Трумена Капоте, но не с детской литературой.
       …Впрочем, надпечатка на обложке русского издания называет «Северное сияние» «детской книгой для взрослых сердец». А первые отечественные аннотации с энтузиазмом подчеркивают «антицерковный» характер книг Пулмана. И такой глубокий интерес к силам зла и их роли в мироустройстве, какой и не снился бедняге Поттеру с его неполным средним магическим образованием.
       Почему в России 2003 года такая реклама работает без промаха — отдельный вопрос. Задавать его следует не британскому мистику, а самим себе. Но в чем-то рецензенты явно правы. Замысел книг Пулмана крайне сложен…
       «Темные начала» — это соединение приключений, философии, мифологии, религии и, как это ни странно звучит, квантовой физики. Наука для автора — самое удачное достижение человечества. На Западе много спорят о теологическом значении книг Пулмана. (Отзвуки баталий можно найти на сайтах www.booktalk.guardian.co.uk, www.kidsreads.com/authors и www.randomhouse.com/features/pullman).
       В дебаты критиков автор предпочитает не вмешиваться, но четко проводит свою линию: вера в свободную волю, власть рационализма и глубокое неприятие религии. В последнем томе трилогии («The Amber Spyglass») главную тему искушения, падения Пулман разворачивает с еще большей страстностью, чем в первых книгах.
       
       В его мире искушение и падение не являются источниками человеческих бед, а, напротив, ведут к свободе мысли и спасению человечества.
       Пулман против мировых религий, так как, говорит он, они построены на авторитарной власти, а поэтому в сущности ничем не отличаются от коммунизма. При этом он настаивает, что верит в гуманность и доброту, а не в Бога. Добро должно победить, и оно побеждает в конце трилогии. Именно в этом видит свою писательскую миссию автор.
       «Фэнтези от реалистического произведения отличается в основном свободой. Я создаю то, что мне хочется. Может, это от моей лености? Легче придумать Министерство Фантастических решений, чем ехать в Лондон и брать интервью у чиновника реального министерства», — говорит Пулман в интервью. Он охотно признает, что атеизм его книг — прямое следствие воспитания: дед писателя, английский сельский священник, считал необходимым читать ежедневно внуку Библию и утверждать в нем веру в религиозные начала. Что и принесло несомненные плоды — но не те, на которые рассчитывал почтенный пастор.
       Среди тех, кто на него повлиял, Пулман называет Мильтона с его «Потерянным Раем», Гете, Свифта и авторов комиксов о Бэтмене и Супермене. Можно добавить в этот список и Диккенса с его лихорадочным бегом беззащитных героев по трущобам Лондона, вдоль доков Темзы.
       Можно читать «Северное сияние» просто как полную приключений историю девочки Лиры, дочери великого мага с именем падшего ангела, попадающей из колледжей Оксфорда в цыганский табор, из лондонского салона — в королевство бронированных медведей, в засекреченную лабораторию в Лапландии, где ставят опыты на душах украденных детей (в мире Пулмана душа имеет вид зверька или птицы, неразлучных с человеком: чайки, белки, барсы, горностаи, персидские коты и золотистые мартышки сопутствуют его героям). А в финале Лира делает шаг за занавес Северного Сияния.
       Но кажется, эта сказка станет не столько текстом, сколько тестом. О ней будут спорить и в России. У нее появятся свои фанаты.
       …И то, что мы увидим в зеркале «Темных начал», расскажет нам много о нас самих.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera