Сюжеты

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЫЛ

Этот материал вышел в № 90 от 01 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Неопубликованный Довлатов на сцене! Премьера состоялась! В Псковском областном театре кукол поставлена неизвестная пьеса Сергея Довлатова «Человек, которого не было». К этому наша газета и Псковский областной театр кукол шли два долгих...


Неопубликованный Довлатов на сцене! Премьера состоялась!
       
       В Псковском областном театре кукол поставлена неизвестная пьеса Сергея Довлатова «Человек, которого не было».
       К этому наша газета и Псковский областной театр кукол шли два долгих года. Это было по-настоящему трогательно, когда Александр Заболотный, режиссер спектакля, торжественно вручил Елене Довлатовой авторский экземпляр пьесы. Тот самый машинописный вариант, который весной 2001 года случайно (!) был найден в архиве театра. За эти пожелтевшие от времени страницы, на которых, тем не менее, читался домашний адрес автора (г. Ленинград, ул. Рубинштейна…), дорого могли бы дать многие столичные театры. Но по удивительному стечению обстоятельств право первой постановки осталось за театром, для которого эта пьеса, собственно, и была написана.
       Ждать премьеры пришлось двадцать пять лет. Значительно меньше времени заняли поиски спонсора постановки и разрешение десятка других проблем, которые неизменно возникали в ходе подготовки к спектаклю.
       Надо ли говорить, с каким нетерпением все ждали этот день? Начиная от режиссера и кончая бутафорами, которые — не совру! — в последние дни приходили в театр затемно и точно так же уходили. А что уж говорить об артистах?
       За полчаса до премьеры я заглянул в цех, где еще недавно кипела работа. Сейчас — тишина. Но именно здесь сшивали большую серую тушу, которая на сцене преобразится в ученого слона; прилаживали красные картонные носы клоунам, лепили из папье-маше гордый облик попугая Фердинанда. А сколько возни и хлопот было со знаменитым Гаврилой Басовым («130 килограмм — до обеда!»), который на премьере должен был показать, что такое настоящий силач…
       Эту фантасмагорию, которую в далеких семидесятых придумал Сергей Довлатов, оживил главный художник спектакля Андрей Севбо. Имя этого поразительного театрального художника любители классических музыкальных форм уже знают. Именно он вместе с Михаилом Шемякиным работал над одной из последних постановок Мариинки — балетом «Щелкунчик». А вывел «Человека…» на сцену главный режиссер спектакля Александр Заболотный. Не лишним будет назвать и компанию «Вимм-Билль-Данн» — крупнейшего производителя молочных продуктов для детей, которая финансировала постановку.
       Впрочем, довольно о том, как делался этот спектакль, потому что его премьера уже состоялась. И теперь слово тем, кто должен профессионально оценить работу псковских кукольников.
       Уверен, их не оставит равнодушными оценка критиков. Но это будет потом…
       А в тот субботний (я так думаю — исторический!) вечер, когда стихли первые аплодисменты, наверное, каждый, кто помогал в осуществлении этой постановки, с сознанием выполненного долга сказал себе: МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО! И не ошиблись…
       
       P.S. Днем, за несколько часов до премьеры, гости гуляли по Пскову. Заглянули они и в Троицкий собор. По христианской традиции многие поставили свечки. Елена Довлатова — тоже.
       Мы рады, что именно «Новая газета» и компания «Вимм-Билль-Данн», откликнувшаяся на обращение театра, стали вместе с театром партнерами С. Довлатова. Мы рады, что Лена и Катя Довлатовы — наши гости и уже друзья.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera