Сюжеты

ИСТОРИЮ ЗАМЕНИЛИ ЧИСТОПИСАНИЕМ

Этот материал вышел в № 90 от 01 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Россия остается Страной невыученных уроков На минувшей неделе на политическую арену неожиданно вышел министр образования Филиппов. Гнев этого господина вызвал школьный учебник отечественной истории ХХ века (авт. Игорь Долуцкий), а именно...


Россия остается Страной невыученных уроков
       
       На минувшей неделе на политическую арену неожиданно вышел министр образования Филиппов. Гнев этого господина вызвал школьный учебник отечественной истории ХХ века (авт. Игорь Долуцкий), а именно второй его том. И именно параграф, посвященный началу правления Путина, «Единству», ну и т.п.
       Вслед за главным учителем страны внимательно читаем параграф: «Реформирование Совета Федерации, право президента смещать губернаторов, новый закон о партиях дали повод публицисту Буртину утверждать, что «в России произошел государственный переворот», а следствием его «явится режим личной власти Путина, авторитарная диктатура». Лидер «Яблока» Явлинский полагал, что уже в 2001 г. в России «оформилось полицейское государство». Филиппов, даже не дочитав (дело было на будничной коллегии Минобра), рубанул указкой: «Гриф министерства с учебника снять»…
       
       Еще вчера, в отблесках пожара, унесшего жизни уже 38 студентов Российского университета дружбы народов, Филиппов, бывший ректор этого вуза, старался держаться мужественно. Получалось плохо. Вначале что-то объяснял про недавний ремонт в университетском общежитии. Потом про электропроводку, которая «в хорошем состоянии». Затем у него совсем сдали нервы: принялся искать «оборотней» — трех студенток из Африки. «За несколько минут до пожара их видели убегавшими из здания общежития, — сообщал министр, намекая на умышленный поджог. — Они скрываются».
       Другой давно бы подал в отставку, руководствуясь если не принципами, то хотя бы первобытным мистическим чувством, — чтобы школьники и студенты больше не погибали в огне. Но вот вам типичный, хотя и поразительный образец выживания российского чиновника при особых обстоятельствах. Прямо накануне встречи Путина с учеными-историками г-н Филиппов поднимает свое министерство на борьбу с учителем истории Игорем Долуцким, автором либерального учебника, выпадающего из ныне принятого единомыслия. И попадает в цель. Президент, сидя в главной библиотеке страны, удовлетворенно кивает: «В учебниках должны быть изложены только исторические факты».
       Учебник Долуцкого и до сего момента подвергался критике влюбленных в президента граждан. «Что узнает из этого учебника ученик о президенте России В.В. Путине и поддерживающем его политику движении «Единство»?» — вопрошают они. И сами себе отвечают: «Благоприятный для «Единства» итог выборов в Думу 1999 г. автор объясняет очень просто: была использована вся мощь государственных СМИ. Потоки клеветы заливали страну… Общий итог трех лет пребывания у власти президента состоит в том, что в России возникла тупиковая ситуация, когда существующая власть не способна справиться с проблемами. Вероятно, нет необходимости объяснять, против какого кандидата на предстоящих выборах проголосует ученик».
       В Минобре после коллегии издателю учебника Долуцкого вручили пару таких рецензий, прочитанных, судя по всему, и министром, поскольку Филиппов процитировал именно упомянутый там параграф. Но самое страшное для министра, под которым и без того качалось кресло, крылось в окончании тех подметных писем, неведомым образом попавших в кабинеты Минобра. Процитируем: «Учебник был не просто допущен, а рекомендован министерством. Здесь уже уместно задуматься о политической позиции самого министерства»… И что было делать министру?
       Что не дочитал Филиппов?
       «Попытайся либо опровергнуть, либо подтвердить изложенные точки зрения. Обязательно используй материалы центральной и местной печати, других СМИ» — следовало задание после оценок Буртина и Явлинского. Ясно, конечно, почему министр, учившийся, как и все мы, по учебнику ВКП(б)-КПСС, не прочитал на коллегии главного — посыла к диалогу и размышлению. Не имеем такой привычки — думать.
       Кстати, в эфире «Эха Москвы» Игорь Долуцкий спросил позвонившую на радио ученицу 11-го класса Таню: «А вас шокирует задание: Явлинский думает так, Буртин думает так, а что думаешь ты?».
       «Я считаю, что это правильное задание, потому что нужно учиться думать и учиться видеть разные точки зрения. А не просто как положено, так все и должны думать», — ответила девочка. «Спасибо, Таня, мы с вами в меньшинстве. Отдавайте себе отчет в этом», — сказал Долуцкий.
       Отдавайте себе отчет, Таня: не только министр, но и президент с вами не согласен.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera