СюжетыОбщество

Борис НЕМЦОВ: МЫ НЕ МОЖЕМ УПУСТИТЬ СВОЙ ШАНС

Этот материал вышел в номере № 91 от 04 Декабря 2003 г.
Читать
МЫ НЕ МОЖЕМ УПУСТИТЬ СВОЙ ШАНС Власть не использовала уникальную возможность превратить начавшийся экономический рост в экономический бум — Борис Ефимович, СПС и «ЯБЛОКО» могут не попасть в Думу. Вы это сами понимаете? — Да, ситуация очень...

МЫ НЕ МОЖЕМ УПУСТИТЬ СВОЙ ШАНС

Власть не использовала уникальную возможность превратить начавшийся экономический рост в экономический бум

— Борис Ефимович, СПС и «ЯБЛОКО» могут не попасть в Думу. Вы это сами понимаете?

— Да, ситуация очень тяжелая, и нам действительно будет очень тяжело пройти в Думу. Безусловно, лидер гонки — «Единая Россия». Вторые — коммунисты, и здесь тоже нет новизны. Но есть другая очень серьезная опасность. Резко набирает голоса Жириновский. Это свидетельствует о том, что национал-социалистическое сознание сейчас получило поддержку, импульс от власти, которая стала разжигать классовую ненависть. Есть еще блок «Родина», который тоже имеет все шансы пройти в Думу. Если сложить националиста Рогозина и социалиста Глазьева, то опять же получатся национал-социалисты. В результате будет абсолютно управляемая, подконтрольная Дума, которая ничего не будет делать без указки «сверху». Какие бы ни были правые, но само их присутствие в Думе не позволяло развернуться во всей красе серо-послушному большинству. Если бы мы постоянно не возникали, многие законы были бы еще уродливее, чем сейчас.

Посмотрите, что происходит. В наступающем году средств в бюджете на 300 млрд рублей будет больше, чем в прошлом. И как же распорядилась ими власть? Детские пособия заморожены на уровне 70 рублей. Зарплаты учителям, врачам не повысятся ни на копейку. Пенсии будут проиндексированы только на 5 процентов, то есть даже не догонят инфляцию (она составляет 7 процентов). Зато на содержание армии прибавлено 60 миллиардов рублей. Спецслужбы, бюджет которых за годы правления Путина увеличился в 4 раза, получат такую же прибавку — 60 миллиардов. Но когда депутат СПС Борис Надеждин предложил переадресовать эти деньги на зарплату учителям (в полтора раза можно было бы зарплаты повысить), то только 50 депутатов проголосовали «за». Разумеется, из фракций СПС и «ЯБЛОКО».

— Что-то не припомню, чтобы об этом сюжете сообщали СМИ.

— Не сообщали. Потому что у нас существует полупроводниковая цензура. Кремлевская. Если твое мнение как-то созвучно власти, тебя «пустят в телевизор». Если же, с их точки зрения, ты проповедуешь крамолу, на каналы не прорваться. Так было, когда СПС предложил поправки в закон о гарантиях избирательных прав граждан: если кандидат отказывается от участия в дебатах, его снимают с выборов. На Западе отказ от дебатов означает поражение. Можешь потом бегать по трибунам, рассказывать болельщикам, какой ты великий игрок, никто тебя всерьез не воспримет.

— Это вы, Борис Ефимович, как бы переиначиваете метафору Грызлова. Он говорил, что «Единой России» участвовать в дебатах с какими-то мелкими партиями так же, мол, не к лицу, как великому хоккеисту Третьяку соревноваться с дворовой командой.

— Честно говоря, я Грызлова в числе олимпийцев на чемпионатах мира не замечал. Это он себя с кем-то спутал. Он министр МВД, который сегодня у нас то подводные лодки ремонтирует, то с казаками братается, то роды принимает. И все это на фоне резкого роста преступности. Подумать только: 3000 убийств не раскрыто в этом году.

— Как бы вы оценили нынешнюю политическую ситуацию?

— Бюрократия сегодня запредельно обнаглела. У нас на глазах происходит ползучий контрреволюционный переворот. Это уже третья попытка переворота. Первая была, когда коммунисты попытались вернуть себе власть, — в 1991-м и в 93-м годах. Тогда реванш не удался. Вторая попытка — когда олигархи вознамерились захватить в 97-м всю власть в стране. Многие, наверное, забыли, что Березовский хотел приватизировать «Газпром», быть там председателем совета директоров. Он даже сумел получить на это письменную визу Черномырдина и Рема Вяхирева. Затем специально прилетел за моей визой в Китай, где я, будучи первым вице-премьером, находился в командировке. Я сказал: «Только через мой труп. «Газпром» не отдам». И тогда они, Березовский и Гусинский, затеяли с нами, молодыми реформаторами, войну. Особенно все обострилось, когда мы решили во что бы то ни стало честно продать «Связьинвест». Они нас тогда победили. Итогом их победы стал дефолт. Пиррова была та победа.

Сегодня третья попытка переворота. Сейчас всю полноту власти пытаются прибрать к рукам спецслужбы. Их олицетворение — замгенпрокурора Колесников. «Рулить» Россией рвутся шариковы и швондеры. Самое опасное, что они пользуются поддержкой президента. Впрочем, у нас два президента, и оба носят фамилию Путин. Путин-либерал (2000—2001 гг.) проводил экономические реформы, снижал налоги, менял трудовое законодательство, вводил суды присяжных... Второй Путин вернул советский гимн, благословил уничтожение свободомыслящего телевизионного коллектива...

Самая главная опасность в том, что уже скоро от Путина мало что будет зависеть. Он, если и захочет, просто не сможет колесниковых-шариковых остановить.

— Как вы думаете, почему Путин II победил Путина I — либерала?

— Убежден, что Путин, сравнительно молодой и немало проживший на Западе человек, понимает неоспоримые преимущества частной собственности и капитализма, но работа в спецслужбах заложила в нем неприязнь ко всякой критике и к открытой политике. Он не любит свободу. К тому же Путин и его окружение понимают, что наше гражданское общество особого беспокойства по поводу сворачивания базовых демократических ценностей не проявляет. Мы не очень дорожим своей свободой, наверное, потому что мало за нее заплатили. В ночь с 19-го на 20 августа 91-го у Белого дома погибли трое ребят, но мало кто помнит сегодня их имена. А вот французы про свою революцию, про свой термидор уже третье столетие забыть не могут.

— Значит, и нам, чтобы стать действительно свободными, надо подороже заплатить за свободу?

— Не дай бог! Но нужно хотя бы отдавать себе отчет в том, что в России еще каких-то сто с лишним лет назад было крепостное право и, значит, гены рабства в нас очень сильны. Яркая иллюстрация — недавний съезд российских предпринимателей, когда зал встал и бурной овацией приветствовал президента. Это после всего, что сотворено с «ЮКОСом». «Все встают, чтобы не сесть», — как съязвила одна газета. Так вот, почва для бюрократической контрреволюции прекрасно унавожена, и если 7 декабря партия шариковых всех мастей действительно добьется квалифицированного большинства в Думе, мы быстро догоним Белоруссию.

Поражаюсь, почему люди не видят, с каким презрением относится эта партия к своим избирателям, как нагло она их обманывает. С утра до ночи нам втюхивают эти замечательные лица партийных министров и губернаторов. А ведь они работать в Думе и не собираются. Сразу после выборов отлетят, как первая ступень ракеты, а в Думе останется все то же серо-послушное большинство.

— Считается, что СПС защищает интересы богатых, а вы, Борис Ефимович, говорите о борьбе с бандитским капитализмом. Как это совместить?

— На прошлых выборах за СПС проголосовали 5 677 273 человека. К сожалению, не могу сказать, что в нашей стране уже столько богатых. Как показывают социологические исследования, за СПС голосуют в основном люди, относящие себя к среднему классу. То есть те, на ком страна держится. Мы считаем, что для преодоления бедности надо не приватизацию отменять (передел все равно справедливым быть не может), а создавать новые рабочие места в малом и среднем бизнесе. И одновременно нужно проводить реструктуризацию крупных монополий.

— РАО «ЕЭС» — крупнейшая из монополий, и руководит ею эспээсовец Чубайс. Большинство населения считают его типичным представителем «бандитского капитализма».

— РАО «ЕЭС» — уникальный пример того, как можно мирными средствами разрушать монополию, создавая конкуренцию на рынке электроэнергии. И делает это «монополист» Чубайс собственными руками. Вы думаете, за счет чего он сумел на 20 процентов снизить тарифы на электроэнергию в пяти российских регионах? Это результат того, что ему удалось создать в электроэнергетике конкурирующие компании и потребители могут выбирать, где им дешевле. Это и есть самый эффективный способ борьбы с монополиями, с бандитским капитализмом.

— Но люди не могут простить Чубайсу того шока, который они пережили в связи с приватизацией, и вряд ли поверят в доброту его намерений.

— Ненависть к Анатолию Борисовичу превратилась в ненависть к его прогрессивным начинаниям. И это тормозит многие важные дела. Кстати, еще год назад такой ненависти ни к Чубайсу, ни к приватизации не было. А сегодня ряд партий разжигает классовую ненависть, на повестку дня буквально ставится вопрос о раскулачивании.

— Пугаете, Борис Ефимович?

— Да уж есть чего испугаться. Вспомните: совсем недавно, в начале этого года, в страну (впервые за 13 лет!) стали возвращаться капиталы. С января по май вернулись 4,5 млрд долларов, потому что бизнесменам показалось, что ситуация в России стабилизировалась. 4,5 миллиарда — это новые рабочие места, это возможность снизить налоги, уменьшить количество бедных.

Наступил июнь, началась война с «ЮКОСом» — и 14 млрд долларов «убежали» из страны. Что это значит? Недавно я был в Туле. Весь годовой бюджет области, где живет больше двух миллионов человек, составляет 300 миллионов долларов. Значит, 42 тульских бюджета (14 млрд) оказались за границей.

Все потери из-за «наезда» на Ходорковского и подсчитать трудно. Сорвалась, например, сделка «ЮКОСа», в процессе которой 25 миллиардов инвестиций должны были прийти в Россию. Не пришли. И теперь уж вряд ли другие серьезные инвесторы к нам придут. А еще весной казалось, что у России появился уникальный шанс превратить начавшийся экономический рост в экономический бум. Для этого нужно было резко увеличить налоги на нефтяной сектор и одновременно снизить налоги на малый и средний бизнес. Увеличение налогов на нефтяных олигархов лишило бы их возможности лоббировать свои интересы в Думе (покупать депутатов). И государство смогло бы снять экономику с нефтяной иглы. Про все эти перспективы мы с Гайдаром письмо президенту написали. Еще в августе.

— И что?

— А ничего. В тюрьму Ходорковского посадили. Хотя агитировать президента за экономический бум ходили не раз и Волошин, и Сурков.

— Как это понять? В голове не укладывается. Сталин сказал бы: это вредительство.

— Не хотелось бы пользоваться терминологией Сталина. Я просто констатирую факт: Россия в очередной раз упускает свой шанс. Страна могла бы вырваться из нищеты и прийти к процветанию. Пусть об этом подумает избиратель, прежде чем опустить свой бюллетень в урну.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow