Сюжеты

ЛАКОМАЯ «ГОРБУШКА»

Этот материал вышел в № 91 от 04 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

В этом году ДК им. Горбунова исполнилось 65 лет. Главный принцип здесь — «не гонять» зрителя Говорят, когда Дэвид Боуи и Игги Поп в середине 70-х приехали в СССР, в Москве им были известны только два места — Красная площадь и ДК Горбунова....


В этом году ДК им. Горбунова исполнилось 65 лет. Главный принцип здесь — «не гонять» зрителя
       
       Говорят, когда Дэвид Боуи и Игги Поп в середине 70-х приехали в СССР, в Москве им были известны только два места — Красная площадь и ДК Горбунова. До Красной площади туристы добрались, что засвидетельствовано на фотографии. О том, попали ли заграничные гости в «Горбушку», доподлинных сведений нет. Одни утверждают, что звезды побывали там и остались незамеченными, другие — что, заблудившись в московском метро, так и не нашли затерянный ДК.
       ДК Горбунова — легенда. 20—30 лет назад там выступали группы, которые не приветствовались даже на кассетах. В «Горбушке» давали свои первые концерты «ЧайФ» и «Вопли Видоплясова». Сегодня сыграть в скромном «затерянном» зале косяками едут западные мэтры: Ник Кейв и Public Enemy, Smashing Рumpkins и Blur. Теперь вот — Сardigans.
       Об истории и секретах заведения на задворках столицы мы пошли беседовать с «ветераном» ДК Александром Лариным. Ларин трудится в «Горбушке» уже 16 лет. В данное время — на звучной должности заместителя директора клуба по организации проведения массовых мероприятий. В костюме и очках он больше похож на учителя, чем на бывшего тренера по мотокроссу и участника исторических музыкальных событий…
       
       — Расскажите, кто такой Горбунов?
       — Дворец культуры был построен в 1938 году при Авиационном заводе № 22. Тогда директором завода был Сергей Горбунов. Однажды Сергей Петрович отправился в командировку в город Чехов, и самолет, на котором он летел, разбился. Новый Дом культуры решили назвать в его честь.
       — В 80-е на сцене клуба выступали музыканты, которых на улицах задерживала милиция за один внешний вид…
       — На самом деле надо «снять шляпу» перед каэспэшниками 60-х (именно они, кстати, обозвали наш ДК «Горбушкой»). Каэспэшники стали первыми проводить именно здесь свои концерты. Тогда основными посетителями клуба были молодые рабочие с нашего завода, а они эту музыку очень любили. С начала 70-х благодаря тогдашнему директору Эдуарду Барановскому в «Горбушке» выступали «Машина времени», «Воскресенье», «Браво» и многие другие.
       В начале 80-х возникла Московская рок-лаборатория. С ее помощью мы могли ежегодно и официально проводить концерты рок-групп под названием «Фестиваль надежд».
       Правда, когда впервые зашла речь о концертах американской рок-группы (это была Sonic Youth), на нас обратил внимание КГБ. Завод наш был секретным, и нам запретили давать их концерт. Пришлось перештамповывать билеты на концертный зал «Орленок», где этой группе все-таки разрешили выступить. В то время их считали «лазутчиками». Английские рок-группы — пожалуйста, а вот американские нельзя — шпионы. Окончательно все запреты были сняты в 1984 году, а с 1987 года мы стали проводить концерты рок-групп регулярно.
       — И что, тогда — в 70-е, 80-е — «наверху» все были довольны?
       — Как официальная власть над нами стоял только завод. С 1975-го по 2000 год его директором был Анатолий Киселев, человек разносторонний. Он очень уважал рок-н-ролл и сам решал все проблемы, связанные с концертами. Нас сначала спрашивали: «А почему вы не приглашаете с концертами Аллу Пугачеву?». Потом отстали.
       — Интересно, как вам удается «затащить» в «Горбушку» таких звезд, как Blur, Smashing Pumpkins или Ника Кейва?
       — В конце 90-х организовать приезд известной зарубежной группы было очень сложно. Кроме всего прочего, приходилось доставать хороший коньяк, виски, шампанское.
       Вообще хорошего артиста получить всегда сложно. Например, Ник Кейв был у нас один раз и дал два концерта. Но одни переговоры по поводу его выступления заняли три с половиной года. А Jethro Tull, прежде чем дать «добро» на проведение у нас своего концерта, через интернет узнавали всю историю нашего клуба, что, как и когда здесь происходило. Потом уже побывавшие у нас музыканты рассказывали о «Горбушке» коллегам.
       — Что же все-таки такого притягательного в «Горбушке»? Вроде обычная площадка…
       — ДК Горбунова нельзя сопоставить с Московским дворцом молодежи или, например, с «Россией». Если один и тот же артист выступает у нас и там — это совершенно разные концерты. Если какой-то зритель в зале выпил пива и закурил сигарету, он точно знает: в «Горбушке» ему за это дело никто по башке не даст. Это нормальная европейская практика, когда в зале стоит человек со стаканчиком пива (но ни в коем случае не с банкой или бутылкой) и слушает музыку. Потому что на концерт люди приходят отдохнуть душой. А когда есть настроение у зрителя, оно есть и у артиста. Наша позиция — ни в коем случае не «гонять» зрителя. К тому же у нас билеты значительно дешевле, что тоже немаловажно.
       — Почему даже тогда, когда публика на выступлениях некоторых панк-групп ломала половину стульев в зале, вы все равно продолжали проводить концерты этих музыкантов?
       — Сломанные стулья — это, конечно, плохо. Но главное, что группа демонстрирует на сцене. Помню, как у нас в 1989-м выступала английская панк-группа World Domination Enterprises («Предприятие по завоеванию мирового господства»). Это были настоящие, ярые панки. Такие отвязные ребята, всегда пьяные, рваные, с ирокезами. Играли два концерта. В первый день они вышли «с большого бодуна», но на сцене вытворяли чудеса. У них были совершенно непонятные гитары с рваными шнурами и струнами, но при этом они издавали такие звуки на нашей аппаратуре! А на второй день двухметровый бас-гитарист не смог сам войти в ДК. Я сам его, абсолютно пьяного, вносил на плечах. А через пять минут он вышел на сцену — трезвый, как стекло, и вытворял такие чудеса на этой гитаре бесколковой…
       — Концерты в ДК окупаются?
       — Далеко не все. Тем не менее мы стараемся проводить концерты наших малоизвестных талантливых групп. Эти группы мы «ставим» к таким тузам, как, например, Clawfinger или Nightwish, или к каким-то другим известным артистам. Как раньше, так и сейчас у нас нет никакой телевизионной поддержки концертов — в бюджете такого клуба, как наш, телевидение не предусмотрено. Зато здание нашего ДК перед каждым концертом проверялось специалистами-кинологами еще десять лет назад.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera