Сюжеты

НОВЫЙ СТАРЫЙ ДЕПАРДЬЕ

Этот материал вышел в № 91 от 04 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

 

Четвертый раз в Москве — фестиваль «Французское кино сегодня». Показы пройдут в «Пушкинском» и ЦДЛ с 4 по 7 декабря Крушение мифа об исчезновении с мировой кинокарты славного некогда «материка» франкоязычного кино свершилось на переломе...


Четвертый раз в Москве — фестиваль «Французское кино сегодня». Показы пройдут в «Пушкинском» и ЦДЛ с 4 по 7 декабря
       
       Крушение мифа об исчезновении с мировой кинокарты славного некогда «материка» франкоязычного кино свершилось на переломе веков. И ставшие традиционными массированные кинопоказы исподволь и планомерно этот миф изничтожают. В Европе Франция становится лидирующей кинодержавой.
       Более 200 (!) фильмов в год (в основном благодаря продуманной господдержке) при среднем бюджете в 4 с половиной миллиона евро. В отличие от России там о кино заботятся и государство, и телевидение (не только о выборах). Canal+ ежегодно раскошеливается на 140 миллионов евро. Франция выдвинулась на четвертое место в мире по количеству кинотеатров, которые посещают 185 миллионов зрителей в год.
       Заметим, французы (в отличие от нас) — патриоты своего кино. Среди фильмов самой кассовой двадцадки начала нового века — шесть французских хитов: «Амели», «Братство волка», «Это правда, если я вру», «Хамелеон», «Астерикс и Обеликс», «8 женщин» (доля французского кино в прошлом году — 35% от всех сборов).
       
       Злые языки продолжают твердить, что с уходом с экранного поля «священных чудовищ» Новой волны авторское кино Франции оказалось в роли Золушки, так и не дождавшейся приглашения на бал…
       Новый пакет фильмов, представленных на фестивале, убеждает: современное французское кино пребывает в состоянии замешательства.
       Да и как тут определиться, если с одной стороны маячат золотые горизонты, приоткрытые самым американизированным из французов — Люком Бессоном. С другой — сквозь асфальт тотальной коммерциализации пробиваются ростки (точнее иголки) крутого авангарда, кино раздражающего, шокирующего зрителя (о нем — ниже). Похоже, опасаясь впасть в одну из крайностей, основная масса нынешних режиссеров предпочитает жанровый мейнстрим. Ведь когда-то в области жанрового кино Франция была «впереди планеты всей».
       Итак, прочь изыски. Давай жми пружину интриги. Закручивай гайки адюльтера. Щекочи зрителя под мышками.
       В смысле жанра лучшее блюдо из меню фестиваля — «Невезучие» Франсиса Вебера. Счастливый марьяж приключения и комедии, впрочем, традиционный для французского кино. Кстати, российские прокатчики «обозвали» фильм («Tais-toi» — «Замолчи») «Невезучими» по имени еще не забытой французской комедии, надеясь, очевидно, что название покажется зрителю неуловимо знакомым. И он потянется за дымком ностальгии в зал.

       Сюжетно фильм повторяет десятки других авантюрных комедий, история которых укладывается в короткую формулу: побег двоих узников из тюрьмы со шлейфом дальнейших приключений… Каждый по вкусу может подставлять лица любимых актеров в этот отработанный киноколлаж.
       Сейчас в нем непререкаемые авторитеты: Жерар Депардье и Жан Рено. Рено играет матерого, угрюмого Руби, который должен отомстить боссу за смерть возлюбленной (а заодно забрать спрятанные деньги). Депардье выступает в роли простодушного болтливого великана Квентина. Идиот Квентин за болтливость, граничащую с логодиареей, ненавидим и презираем как заключенными, так и тюремщиками. Он наивно решает, что Руби и есть тот заветный друг, о котором так мечталось всю жизнь. А так как Руби не произносит ни слова, то его молчание и принимается за согласие…
       Итак, вновь дуэт несовместимостей: идиота и безжалостного рецидивиста. Выбирать между Депардье и Рено довольно трудно (почти невозможно). Я выбираю Депардье. Непревзойденного, непредсказуемого. Темпераментом подобного Везувию (заметим, не только на экране). Одаренного редчайшей способностью к космическим метаморфозам. Его фильмография — антология кино Франции. Кажется, чего тут добавить? Переигран весь классический и жанровый репертуар. Но снова мы видим нового Депардье. Незнакомца. Негаданно-нежданного. Теперь… идиота. Однако, как объясняет всем нам тестирующий героя психиатр, «идиот» вовсе не диагноз (видимо, Достоевского доктор не читал). «Это сумасшедшим место в клинике, — утверждает он, — а идиоты сплошь и рядом ходят по улице». Поэтому Квентина с легким сердцем и отпускают.
       Депардье нисколько не утрирует характер, не пережимает. Лишь доводит до точки кипения простодушие своего героя. Кажется, еще чуть-чуть — и он свалится в водевиль, эксцентриаду. Но актер-канатоходец удерживается «на краю». Впрочем, он лишь остается верным традициям европейского театра, в репертуаре которого обязательно наличествовало амплуа «Простодушный». Своей наивностью, бьющей через край открытостью, доверчивостью, незащищенностью юродивый великан способен растопить сердца не только зрителей, но и жесткого, отнюдь не сентиментального рецидивиста. Это фильм об одиночестве, высокие стены которого мы сами возводим вокруг себя. И ведь не каждому посчастливится повстречать идиота Квентина, способного собственной головой эту стену проломить.
       «Невезучие» не претендуют на звание фильма-открытия. Это картина, которой жанр впору. Как хорошие ботинки…
       
       Один из самых дорогих жанров — кинороман. «Счастливого пути» Жана-Поля Рапно пронизан лучами доброго старого французского синема в духе Дювинье, Соте, Роба-Грийе, Шаброля. И таким же вкусом к деталям (для исторического фильма — существенное достоинство). Персонажи густонаселенной картины собираются в одном из лучших отелей «Сплендид» в Бордо, согнанные угрозой неотвратимого наступления немцев. В какой-то момент шумный, суетливый, беспечный муравейник «Сплендид» («Блестящий») становится похож на «Титаник»… со всеми вытекающими трагическими обстоятельствами будущего…
       Беззаботный мир и война сходятся в смертельном клинче. И лишь зрителю известно, кто победит. Целый букет звезд. Кажется, что мало-мальски серьезному французскому кино уже невозможно обойтись без Депардье. Здесь этот вездесущий Фигаро перевоплощается в министра, выявляющего полную «боевую» готовность для компромиссов любого рода и драматично переживающего адюльтер с легкомысленной актрисой (Изабель Аджани).
       Фильм не царапает глаза изъянами, но и не потрясает. Это та самая прочная одежда, которую можно немедленно «надеть», а можно и в шкаф убрать. Новая наскучит — тут и несколько запыленный фильм Рапне окажется кстати.
       Назвать свою картину «Знакомьтесь, ваша вдова!» может только женщина. Режиссер Катрин Корсини мужчин явно недолюбливает. Как и ее героиня Рене. На протяжении всей жизни она умело использовала мужчин буквально как средство к существованию (заметим, весьма шикарному). Отчего-то все ее мужья внезапно умирали от самых разных болезней и несчастных случаев.

       И неутомимая вдова (Джейн Биркин неувядаема и купается в роли с видимым удовольствием), проглотив очередную страховку, уже расставляет новую сеть. Рыбы…то есть мужчины, встречающиеся ей на пути, и впрямь вряд ли заслуживают более счастливой участи. Это традиционная комедия положений. К сожалению, не слишком смешная. Потому я бы и порекомендовала ее лишь верным коллекционерам французской комедии, не пропускающим ни одной новой редакции «старых песен».
       Завершает список традиционного жанра «Бабочка» — семейная картина про то, как одинокий энтомолог помогает маленькой девочке обратить наконец на себя внимание затурканной жизнью мамы.

       Подводя черту под фильмами, скроенными из крепкой жанровой ткани, заметим: режиссеры нового поколения в основном выявляют крайний инфантилизм, все время оглядываясь на «папино» кино, не привнося ничего нового. Может быть, поэтому, глядя на экран, все время думаешь: а в какое время происходят события — сегодня… или двадцать лет назад?
       
       Другая половина фестиваля — фильмы-экстримы. Фланирование над пропастью неизвестного. И, как показывает экран, радикально экспериментировать в кино можно самым разным образом. В том числе с помощью классики. Клод Миллер решился поднять руку на «Чайку». Он ее немножко переписал. Треплев сочиняет уже авангардное кино, за что мать его презирает. Переписаны реплики, мотивы, рисунок взаимоотношений. В последнем «акте» фильма все герои собираются на съемочной площадке, чтобы снять… «Чайку», но вновь не настоящую, а ту, с которой начиналось действие… Самое обидное, что Миллер снял неплохое, атмосферное кино. Но зачем ему понадобился Чехов?
       Увеличивая обороты «необычного» кино, заметим следующую остановку: фильм «Страх и трепет» Алена Корно. Эта пастельная трагикомедия свидетельствует о непреодолимой бесконечной пропасти непонимания, разверзшейся меж сознанием европейца и японца. Что бельгийке, нанятой в компанию «Юмимото», хорошо, то любому из служащих компании — реальная смерть.
       Постепенно героиня (от лица которой ведется рассказ, сообщая ему интонацию доверительности), хороший специалист, блестяще владеющая языком, скатывается по ступенькам иерархической лестницы на самое дно — уборку туалетов. Потому что смирение, беспрекословность и услужливость нельзя наиграть — они должны войти в твою кровь новым химическим элементом. Самоуничтожение надо переживать… со сладострастием. В общем, сидишь себе в темном зале и думаешь, что, несмотря на всю нашу показную евразийность, европейцы нам как-то понятней.
       «Максимальный экстрим» — фильм о мире сноуборда. О страсти к свободному полету, ради которого стоит рисковать жизнью. 80% времени эти странные люди проводят в горах и, тоскуя по драйву, адреналину, летом занимаются серфингом. Это история злоключений молодого спортсмена Гаспара, ослепленного славой своего кумира — чемпиона Джоша Аттерсена. Готового не только учиться у него, но пожертвовать всем, даже жизнью. Правда, Гаспар не догадывается, какую цену за учебу потребует Джош…
       Сама по себе вяловато раскрученная интрига привлекает далеко не в первую очередь. На авансцене картины оказывается неведомый параллельный мир со своими традициями, культурой, почти гладиаторской экипировкой спортсменов, с собственным представлением о чести настоящих райдеров.
       И, наконец, самый отвязный киноэкстрим. О фильме «В моей коже» Марины де Ван уже загодя говорили как о самой шокирующей картине года. И если жизнь кажется вам слишком пресной, пронафталиненной — идите и умрите в этом кино вместе с героиней (которую играет, кстати, сама режиссер). Итак, жизнь Эстер складывается как нельзя лучше. Рядом — любимый. Карьера устремляется вертикалью прямо к небесам желаемого. Мешает лишь одно — интерес к собственному телу. Она — бодиманка.
       Не надейтесь на эротику — Эстер любит свое тело настолько, что готова грызть себя маленькими кусочками. Чем она и занимается в самых неподходящих местах на протяжении фильма. Плотоядно поедает собственные члены и органы, периодически заглядывая прямо в камеру, и, кажется, с некоторой тоской провожает взглядом тянущихся к выходу зрителей. Кажется, режиссер сознательно переходит грань возможного, впадая в настоящий экстремизм по отношению к зрителю.
       Как ни относись к экстремальному кино, оно нарушает стереотип привычных связей и схем. Раскрепощает не только сознание режиссера, но и зрителя. В общем, это кино — лаборатория. Правда, я не уверена, что каждый из экспериментов стоит выносить на суд зрителя.
       


Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera