Сюжеты

ТОЧЕЧНЫЕ БОМБАРДИРОВКИ ЧИТАТЕЛЯ

Этот материал вышел в № 91 от 04 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Компьютерный оригинал-макет — бессмертная душа книги. Тираж — ее плоть. Non/fiction — обитель душ. Почти бестелесных 26 ноября в Московском ЦДХ открылась Non/fiction № 5 — ярмарка интеллектуальной литературы. Общее настроение открытия,...


Компьютерный оригинал-макет — бессмертная душа книги. Тираж — ее плоть. Non/fiction — обитель душ. Почти бестелесных
       

        
       26 ноября в Московском ЦДХ открылась Non/fiction № 5 — ярмарка интеллектуальной литературы. Общее настроение открытия, пожалуй, лучше всего определялось словами «после Франкфурта». Если перевести — у издателей преобладали новая уверенность в себе и некоторая усталость.
       По преимуществу именно продукция небольших издательств с тиражами от тысячи экземпляров до пяти представляла Россию на крупнейшей книжной ярмарке Европы. Non/fiction — их праздник. В то же время прямого дохода, по признанию устроителей, ярмарка интеллектуальной книги пока не приносит. Да и на стендах можно видеть по-настоящему хорошие книги от Вячеслава Иванова до Кристофера Ишервуда) уже виденные в той же позиции довольно давно.
       «Читай, читай, перечитывай, молись, трудись — и отыщешь» — девиз высокообразованного и весьма келейного сообщества средневековых алхимиков ныне подходит цеху российских интеллектуалов.
       В топ-листе ярмарки 2003 года — и антология «Коллекция: петербургская проза (ленинградский период) 1960-е, 1970-е, 1980-е» (Издательство Ивана Лимбаха), и энциклопедия «Самиздат Ленинграда. 1950-е – 1980-е» — поразительный мартиролог сотен судеб (в основном загубленных); словарная хроника, вместившая годы каторжного труда составителей и по силе внутреннего воздействия заменяющая эпический роман (редактор тома — Дмитрий Северюхин, один из составителей не менее основательного «Словаря художников Русского Зарубежья»). В топ-листе — сборник трудов акад. В.Н. Топорова о «петербургском тексте», исследование Г.Г. Дилигенского «Люди среднего класса» (фонд «Общественное мнение»), петроградские дневники А.Н. Бенуа 1916—1918 гг., недавно вышедшие в «Русском пути»; книга Юлии Эйдельман «Дневники Натана Эйдельмана», архивы и биографии столь различных персонажей ХХ века, как А.Ф. Лосев, Лиля Брик, барон Унгерн, полковник Каппель, династия нефтепромышленников Нобелей, актриса Софья Голлидей, героиня цветаевской «Повести о Сонечке», Генри Форд, святые Православной церкви (двухтомная энциклопедия издательства «НИОЛА 21 век») и, наконец, очерки Роя Медведева «Десять политиков новой России».
       В этом же ряду — блестящее исследование Брайана Бойда «В.В. Набоков. Американские годы» («Независимая газета»).
       Культурные герои наших дней — не скаковые, не крылатые, а тягловые и почтовые лошади просвещения: переводчики, комментаторы, текстологи, биографы, составители словарей. Издатели, наконец…
       Среди лучших новинок России-2003 — том «Египетской книги мертвых», «Брокгауз и Ефрон» на DVD и классический труд Н.Я. Данилевского «Россия и Европа», впервые изданный в 1888 г. (Переиздавалась книга и в 1990-х.)
       Меньше всего в топ-листе новой прозы и поэзии. Исключения — сборник Татьяны Бек «До свидания, алфавит» (Б.С.Г.-ПРЕСС), роман Юрия Блинова «Дороги Губарова» (издание журнала «Юность», предисловие Льва Аннинского).
       Далее идут уже переводы: «Трансатлантический роман» Симоны де Бовуар, мгновенно переведенный «букеровский» роман канадца Яна Мартела «Жизнь Пи» и «Укусы рассвета» Тонино Бенаквиста, полудетективная хроника трудов и дней двух парижских «светских клошаров», сделавших своей профессией присутствие на фуршетах. Эта книга Бенаквиста, саркастическая физиология Парижа-2001 — «дебютный» том московского издательства «FreeFly», их «фишка» — социально острый переводной роман.
       Кажется: сегодня лучшие книги России создаются впрок. Главное в них — не первый тираж, а компьютерный оригинал-макет, бессмертная душа издания.
       Он обрастет плотью тиражей. Но не сегодня.
       Пока же качественная книга существует прежде всего как культурный факт. Потому что — вот она… сделана, издана, существует в принципе.
       И это закон развития культуры. Почти всегда достояние хрестоматий было сначала риском «поискового книгоиздания».
       По всей логике культурного развития именно «точечный читатель», будущий культурный герой России, должен был бродить по стендам Non/fiction № 5.
       В конце концов и девиз алхимиков был подтвержден не раз. Ежели не выведением василиска, так изобретением перегонного куба, пороха и фарфора.
       
       P.S. На Non/fiction были вручены премии Андрея Белого, Мориса Ваксмахера и Эжена Леруа-Болье. (Последние две учреждены посольством Франции в РФ и присуждаются лучшему переводчику и лучшему исследователю культурных связей двух стран.) Тень Андрея Белого одарила рублем, яблоком и бутылкой водки (традиционный со времен ленинградского андеграунда финансовый эквивалент) поэта Михаила Айзенберга, эссеиста Маргариту Меклину и культуролога В.Н. Топорова. Премия Ваксмахера присуждена петербургскому поэту Михаилу Яснову за переводы Аполлинера, премия Леруа-Болье — московскому литературоведу Елене Гречаной.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera