Сюжеты

ЧЕЛОВЕК, РАСКРУТИВШИЙ ДОСТОЕВСКОГО

Этот материал вышел в № 92 от 09 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Валерий ТОДОРОВСКИЙ: Экранизацию классики на поток поставить невозможно На нашем телевидении происходит настоящий сериальный бум. Особенно хорошо это видно по второму каналу, где начиная с 12.50 и до 23 часов отечественные сериалы идут...


Валерий ТОДОРОВСКИЙ: Экранизацию классики на поток поставить невозможно
       

     
       На нашем телевидении происходит настоящий сериальный бум. Особенно хорошо это видно по второму каналу, где начиная с 12.50 и до 23 часов отечественные сериалы идут сплошным потоком с перерывами только на выпуски новостей, Елену Яковлеву и «Спокойки». А обладает канал всем этим богатством благодаря кипучей деятельности заместителя генерального директора телеканала «Россия» по кинопроизводству, известного режиссера Валерия ТОДОРОВСКОГО.
       Наша беседа состоялась в его офисе на «Мосфильме» через неделю после его возвращения из Парижа...
       
       — Валерий, вы только что вернулись из Франции. Вряд ли вы могли себе позволить отдых в разгар телевизионного сезона...
       — Действительно, во Францию я ездил не отдыхать, а на съемки 16-серийного телефильма «Красная капелла» (режиссер — Александр Аравин).
       Это очень любопытная история шпионской сети, организованной нашими разведчиками в Европе во время Второй мировой войны. Действие фильма происходит за рубежом, и в первую очередь в Париже, поэтому для натурных съемок в столицу Франции у нас запланированы две экспедиции.
       Впечатлений от командировки — масса. Чего стоит только одно зрелище, когда полиция перекрывает на мосту Александра III движение и вместо обычной толпы там появляются актеры в костюмах 1943 года, а на проезжей части — автомобили того же времени.
       — Сейчас много говорят о сериальном буме в нашей стране. И вот не так давно наш сериал «Бригада» участвовал в кинофестивале в Берлине...
       — Показателен факт, что организаторы Берлинского фестиваля сами, без какого-либо участия с нашей стороны решили в рамках своей внеконкурсной программы организовать такое событие, как «Телевизионное кино России».
       Никакой практической пользы нам фестиваль не принес, но можно с уверенностью говорить, что наше телевизионное кино уже привлекает внимание и за пределами России. И, между прочим, сериал «Бригада» сегодня включен в каталог «Бетта-фильм» — одной из крупнейших в мире компаний, которая занимается продажей телевизионных сериалов.
       — Идеи «Бригады», как говорится, пошли в народ, и вдохновленная фильмом молодежь начала создавать скопированные с фильма бандитские объединения. Не получилось ли так, что вы, сами того не желая, нарушили заповедь врачей — «не навреди»?
       — Если эту мысль развить, получается, что мы живем в стране идиотов. Где все, что бы ты ни показал по телевизору, может быть воспринято как руководство к действию. А это такая степень внутреннего зажима и самоцензуры, при которой ты не можешь почти ничего рассказать. На самом деле парадоксальность истории с «Бригадой» заключается в том, что фильм оказался слишком хорошим. До, во время и после него показывались десятки гораздо более кровавых и жестоких сериалов. Однако они были невысокого качества, поэтому считалось, что ни на кого повлиять не могут. А когда показывают наконец хорошо сделанное кино, то у кого-то щелкнуло в мозгу: «Ага, этот фильм наверняка должен людей побудить к чему-то».
       — Как-то вы сказали, что сериалы являются своеобразным архивом эпохи, по которому потомки смогут составить свое представление о нашем времени. Неужели героев нашего времени вы видите именно такими, как в «Бригаде»?
       — Я никогда не говорил, что именно в этом фильме воплощен герой нашего времени. Но «Бригада» — это, безусловно, часть архива эпохи, часть прожитой нами жизни. А что, разве прошло десятилетие, в котором не было бригад? Не было Саши Белого, не было мальчиков, которые приходили из армии, а потом почему-то надевали спортивные штаны и шли к ларькам требовать с торговцев дань? Точно так же часть архива эпохи — это сериал «Закон» — история про судью, который пытается разобраться в том, что такое наше законодательство, как ему жить: по закону или по совести. Я думаю, что немало о нас, сегодняшних, рассказано и в сериале «Тайга».
       — В интернете я прочитал интервью с белорусским литератором Сергеем Медведем, утверждающим, что Акопов и компания украли у него сценарий «Бригады», написанный им по собственной книге, вышедшей в Минске. Как бы вы могли прокомментировать это заявление?
       — Режиссер Сидоров принес готовый сценарий, который мне показался потрясающим. На нем стояли фамилии авторов, и у меня не было никаких оснований проверять, а не украли ли они это у кого-нибудь. Я здесь выступаю только как продюсер, который решил запустить хороший проект. Но если этот человек издал книгу, которую у него будто бы украли, мне непонятно, почему он не подал в суд.
       — Крайности, как известно, сходятся. Примерно такой же популярностью, как «Бригада», пользуется сериал по Достоевскому «Идиот». Были ли вы готовы к такому успеху или он для вас явился неожиданностью?
       — Запуская этот фильм, разумеется, я мечтал об успехе, но стопроцентной уверенности, естественно, не было. Мы, конечно, сильно рисковали, я пошел на этот риск во многом благодаря режиссеру Бортко, который просто горел идеей экранизации, а дальше надо было закрыть глаза и прыгать в пропасть. Конечно, история с «Идиотом» могла завершиться и как-то иначе, но, слава богу, она закончилась хорошо.
       — Достоевский — не только литератор, но и в большой степени психолог, философ. Фабула в его книгах играет скорее вспомогательную роль, помогая разобраться в психологии героев, их жизненной философии, идеях, реальным воплощением которых они зачастую являются. Возможно ли передать эту глубину и тонкости при экранизации, пусть даже наиболее подробной и полной?
       — Не думаю, что Достоевский — прозаик, у которого все персонажи являются ходячими воплощениями определенных идей. Он был бы очень плохой писатель, если бы закладывал определенные концепции в персонажей и прокручивал эти мысли на некоей условной фабуле. Не забывайте, что Достоевский и рассказчик прекрасный, а еще и детективщик, что он создал такие ставшие нарицательными характеры, как Смердяков, князь Мышкин, Свидригайлов. А вот что касается тех мыслей, которые он вкладывает в уста своих героев, — мне кажется, в фильме мы сохранили все, что могли. Хотя давать 15-минутные монологи в неурезанном виде — риск был страшный.
       — Говорят, на канале «Россия» собираются поставить классику «на поток» и сейчас вовсю идет подготовка к съемкам «Анны Карениной»...
       — Сегодня, когда наше телевидение обрело некоторую стабильность и кое-какие деньги, не экранизировать некоторые свои произведения было бы странно. Например, в Англии как минимум раз в два года выходит новая экранизация Диккенса, во Франции телевидение снимает Дюма, Флобера, Золя. Но на поток экранизацию классики поставить невозможно, каждый раз это должна быть штучная, с огромным трудом возникающая телепродукция.
       Мы никогда не сняли бы «Идиота», если бы изначально не было Жени Миронова на роль князя. У нас есть огромное желание снимать классику, а дальше все зависит от того, как на небе выстроятся звезды. А с «Анной Карениной» сейчас все очень непросто, на данный момент у нас есть только очень хороший сценарий.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera