Сюжеты

МАСТЕР-ГЛАСС С ОРКЕСТРОМ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМ ДОМЕ

Этот материал вышел в № 92 от 09 Декабря 2003 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

Тем, кто живет на земле и не хочет быть вирусом Кажется, современное искусство с упорством избавляется от слов. В книгах — минимум метафор, в театре — акцент на актерской игре, в кино — музыка как эмоциональная замена текста. Несколько лет...


Тем, кто живет на земле и не хочет быть вирусом
       

     
       Кажется, современное искусство с упорством избавляется от слов. В книгах — минимум метафор, в театре — акцент на актерской игре, в кино — музыка как эмоциональная замена текста. Несколько лет назад молодой композитор Алексей Айги живьем озвучил старое немое кино Бориса Барнета «Дом на Трубной». Результат показал на ММКФ с оркестром. Общественность была в восторге от возрождения традиций. Почувствовав спрос на картинки с музыкой, в Россию подтянулись и зарубежные коллеги–киномузыканты. Летом с немым кино Дзиги Вертова приезжали английские экспериментаторы Cinematic orchestra. На прошлой неделе фильм с трудным названием озвучивал в Доме музыки Филип Гласс. А французский композитор Ян Тирсен играл во МХАТе музыку к фильмам «Амели» и «Гудбай, Ленин!». Наши корреспонденты не оставили эти события без внимания.
       
       Североамериканские индейцы хопи любят Землю. Любят, потому что жалеют — когда-то инопланетяне предупредили красных людей о грозящих планете глобальных катаклизмах. Хопи верят и рассказывают о беде тем, кому с контактами не повезло.
       Режиссер Годфри Реджио любит индейцев хопи. Снимает фильмы про катаклизмы и человека, который очень похож на вирус, призванный уничтожить Землю. Цитирует на экране неутешительные пророчества хопи. Вкупе с апокалиптической картинкой получается наглядно и страшно.
       Композитор-минималист Филип Гласс любит режиссера Годфри Реджио. Многие знают этого композитора именно по его документальным фильмам. Хотя были еще 8 симфоний и 20 опер, нежная дружба и совместное творчество с Боуи, эксперименты с электронщиком Афексом Твином. Но это — для музыкальных гурманов. А киномузыкальная трилогия «Кацци» — для всех, кто живет на Земле и не хочет быть вирусом.
       Мой знакомый режиссер Кирилл любит Реджио и Гласса. Исключительно в комплекте. Пропустить долгожданный визит Гласса с оркестром и пленкой «Койяанискаци» — первого фильма трилогии — Кирилл не может. Место действа — Международный дом музыки. Цена — от 400 рублей и много выше. В качестве интеллектуального аперитива — мастер-класс в клубе «Дом».
       Гласс-практик оправдывает все обещания теоретика. Дом музыки забит под балконы, в толпе — узнаваемые музыкальные лица.
       Музыку к «Койяанискаци» Гласс считает вершиной личного творчества. Съемки датируются 1975 годом. Свидетельство времени — одежда и автомобили. Остальное — неправдоподобно актуально. На экране обращаются в прах небоскребы, взрываются ракеты. Люди живут, работают, едят в неизменно убыстренном или замедленном темпе.
       Почти 30 лет назад фильм Реджио и Гласса не поняли. Сегодня само время подтверждает пророчества хопи, любящих Землю.
       Под экраном неприметные люди в черном делают музыку, похожую на индийские религиозные песнопения. На людей никто не смотрит, но представить фильм без музыки невозможно.
       Над каждым фильмом Гласс трудится наравне с режиссером, обсуждая каждую деталь. Над «Койяанискаци» два маэстро бились семь лет. Результат — идеально выверенное сочетание визуального и звукового эффектов.
       На опустевшей сцене — усталый маэстро примостился на стульчике, в зале — лес рук. Мужчина в классическом костюме благодарит за то, что трилогия «Кацци» изменила всю его жизнь. Гласс доволен.
       


Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera