СюжетыЭкономика

ПОЧЕМУ НЕФТЯНЫЕ КОМПАНИИ ПЛАТЯТ РАЗНЫЕ НАЛОГИ?

ФИНАНСЫ

Этот материал вышел в номере № 11 от 16 Февраля 2004 г.
Читать
Когда глава Счетной палаты Сергей Степашин, оторвавшись от тихой бумажной работы аудитора, вышел на авансцену публичной политики и заявил, что в этом году его ведомство планирует широкомасштабные проверки различных секторов отечественной...

Когда глава Счетной палаты Сергей Степашин, оторвавшись от тихой бумажной работы аудитора, вышел на авансцену публичной политики и заявил, что в этом году его ведомство планирует широкомасштабные проверки различных секторов отечественной экономики — от крупнейших нефтяных компаний до водочного бизнеса, — у многих предпринимателей наверняка засосало под ложечкой. Шутка ли сказать: в последнее время любое заявление крупного чиновника из контролирующих структур может быть приравнено к черной метке. Может быть, члены Счетной палаты решили встать в единый фронт борцов с олигархами и «оборотнями в погонах»? Или речь идет о плановой работе? За ответами на эти вопросы мы обратились к аудитору Счетной палаты Владимиру Панскову, которому, в частности, поручена проверка ряда нефтяных компаний, в том числе и «Сибнефти».

— Чем планирует в этом году заниматься Счетная палата?

— Я возглавляю одно из 12 направлений деятельности Счетной палаты РФ, которое вряд ли можно назвать сенсационным. Мы просто кропотливо изучаем, как налогоплательщики платят налоги, что происходит с формированием налоговой базы, движением причитающихся бюджету средств. Если есть проблемы налогового законодательства, стараемся повлиять на их решение. Именно повлиять, поскольку у нас нет права законодательной инициативы, мы не можем внести поправки в законы и постановления правительства. Но, обращая внимание государственных органов на наличие проблем, предлагая свое видение их решения, разрабатывая предложения по изменению законодательства, мы добиваемся многого.

Взять хотя бы налоговые схемы. Ведь если один налогоплательщик использует схему сокращения налоговых выплат, то другие тоже вынуждены это делать, потому что иначе они становятся неконкурентоспособными. Как с этим бороться? Только изменяя законодательство…

В частности, мы подняли после ряда проверок проблему закрытых административных территориальных образований (ЗАТО), в том числе проблему Байконура, где из-под налогообложения уводились огромные деньги. Мы проверяли Мордовию, Калмыкию, Камчатку (наши офшорные зоны), выступили с конкретными предложениями. В том, что эти схемы сегодня отменены, есть заслуги Счетной палаты РФ.

Еще одна проблема, с которой мы столкнулись в ходе проверок, — это возмещение налога на добавленную стоимость (НДС). По нашим экспертным оценкам, в этой области налогообложения утаивается от государства, а попросту — воруется из бюджета порядка 200—250 миллиардов рублей ежегодно. Эти деньги оседают на счетах подставных фирм. В начале 2002 года мы написали письмо президенту страны, в котором изложили то, как Счетная палата видит решение этой проблемы. В результате появилось принципиальное решение правительства о введении НДС-счетов.

— Один из самых интересных объектов в планах проверки Счетной палаты — «Сибнефть». Чем вызван интерес аудиторов к этой компании?

— А почему вы спрашиваете только про «Сибнефть»? Вас не интересует, почему мы начали проверять и «ЛУКОЙЛ», и «ЮКОС»? Надо получить картину того, как в 2003 году они платили налоги, сопоставить уровень рентабельности этих компаний, уровень их производства с теми отчислениями, которые попадали в бюджет. Почему одна компания с тонны нефти платит одну сумму, а другая — другую? Вот для этого мы и начали одновременную проверку трех компаний.

— Между тем в российских и зарубежных СМИ можно встретить утверждение, что проверка компании «Сибнефть» связана исключительно с неоднозначной личностью Романа Абрамовича…

— Мы проверяем не хозяев компаний. Я даже не знаю, откровенно говоря, кто владеет «Сибнефтью». Нас интересует, как менеджмент компании платит налоги, насколько эффективно действует налоговое законодательство.

Причин уменьшения налоговых выплат может быть несколько. Во-первых, это прямое нарушение законодательства. Но, как правило, у крупных компаний таких прецедентов мы не находим. Сегодня, чтобы уходить от налогов напрямую, просто нарушая закон, — надо быть круглым идиотом. Другое дело, если есть какие-то неточности в законодательстве: мы понимаем закон так, а налогоплательщик — иначе. Наше законодательство, к сожалению, очень нечеткое.

В результате, если мы считаем, что нарушения допущены, с компанией разбираются уже налоговые службы. Для нас главное — обнаружить тенденции, понять, что происходит в налоговой сфере, а не подменять собой налоговые органы.

— А проверка «подведомственной» Абрамовичу Чукотки никак с проверкой «Сибнефти» не связана?

— Вот опять вы с Чукоткой! Ну что в этом особенного? Мы каждый год проверяли пятнадцать — двадцать субъектов Федерации. В этом году, по-моему, 22 намечено. В их числе и Чукотка.

Проверка бюджета каждого региона проводится раз в три-четыре года. Только сотрудники возглавляемого мною направления в этом году поедут в 30 субъектов Федерации. А Чукотку по моему направлению мы не проверяем. У меня в плане ее, как видите, нет (чтобы не быть голословным, Владимир Георгиевич действительно показал мне план. — Е.Щ.). Там такие масштабы налоговой базы, что проверки просто бессмысленны.

— Как вы считаете, повлияет ли на ход проведения проверки Чукотки личная позиция главы Счетной палаты Сергея Степашина? Недавно он упрекнул Романа Абрамовича в покупке клуба «Челси»…

— Лично меня как аудитора Счетной палаты РФ вопрос, кто что покупает, не интересует.

— Значит, Счетную палату напрасно обвиняют в «подыгрывании» президентской политике «равноудаления» олигархов?

— Еще раз повторю: мы не олигархов проверяем, а работу компаний. Мы не ставим задачу стать органом президентского контроля. Более того, Счетная палата — это и не орган парламентского контроля. Мы, конечно, подотчетны Федеральному собранию, но мы им не подчиняемся. Назначать аудитора кто-то должен — у нас это парламент. Но попробуйте его снять! Даже тот орган, который его назначил, не может без веских оснований этого сделать. В этом, в том числе, и состоит независимость Счетной палаты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow