СюжетыОбщество

ПОП-КОРМ ДО ОТВАЛА

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Этот материал вышел в номере № 12 от 19 Февраля 2004 г.
Читать
По заказу ОРТ Звукозаписывающая компания «Реал рекордз» — один из лидеров российского рекорд-бизнеса. Когда-то «Реал» вместе с ОРТ, «Нашим радио», «Коммерсантом» и «Независимой газетой» являлся частью могущественной медиаимперии Бориса...

По заказу ОРТ

Звукозаписывающая компания «Реал рекордз» — один из лидеров российского рекорд-бизнеса.

Когда-то «Реал» вместе с ОРТ, «Нашим радио», «Коммерсантом» и «Независимой газетой» являлся частью могущественной медиаимперии Бориса Березовского. Компания успешно выпускала записи артистов модной поп-рок волны, которых крутило «Наше радио» и пиарили остальные СМИ. Записи хорошо продавались на радость Березовскому и прочим лицам, занимавшим в «Реале» руководящие должности.

В те времена руководящие должности в компании занимали трое: ее акционер и «почетный президент» Константин Эрнст, генеральный директор Алена Михайлова и продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев. Все они жили, долго и счастливо зарабатывая, пока не приключилась история с продажей акций Березовского. После скандала Козырев решил, что для него выгоднее не предавать «большого брата», и отошел от дел «Реала». На деньги Березовского Козырев создал свою компанию «Ультра продакшн», в которую теперь входят «Наше радио», «Радио Ультра» и продюсерский центр.

Константин Эрнст и его «подельница» Алена Михайлова в истории с Березовским перешли на сторону власти. При содействии Эрнста «ангелом-хранителем» «Реала» стал прогосударственный Первый канал.

Постепенно у рекорд-компании стала изменяться музыкальная политика — рок-н-ролльные проекты плавно сменились «Красками», Меладзе и «Премьер-министром». Однако прибыль от продажи музыкального «поп-корна» все равно оставалась смешной.

На Первом понимали: «Реал» для них «пятое колесо», не приносящее дохода. Музыка на канале никакой погоды не делала. Программа «Реальная музыка», выходящая ночью и имевшая целью пиарить релизы «Реала», имела нулевой рейтинг. К тому же поползли слухи, что руководство подшефного рекорд-лейбла вовсю пользовалось «хорошими отношениями» с каналом — бесплатно проталкивало в программу «чужеродные» клипы, а деньги за это клало себе в карман.

Все это и многое другое породило у Первого животное желание закрыть компанию, которая приносит одни неприятности.

Новые русские

Рекорд-лейбл — не средство для зарабатывания денег, так же как, впрочем, и весь российский шоу-бизнес. Суммарные доходы от него — не больше, чем от пары нефтяных вышек, которых по России — десятки тысяч.

И в то же время звукозаписывающая компания — хорошее средство манипулирования массовым вкусом. Видимо, это и привлекло в «Реале» главу «Русской медиагруппы» Сергея Архипова. И он решил компанию купить.

Сегодня «Русская медиа-группа» в российском радио-бизнесе — основной монополист. Умница Архипов еще в середине 90-х понял, что у легкодоступной русскоязычной попсы — большое коммерческое будущее, и основал на деньги «ЛУКОЙЛа» «Русское радио». Вскоре дела пошли так хорошо, что Архипов вышел на самоокупаемость.

Вслед за «Русским радио» потянулась сеть из разноформатных братьев и сестер — «Монте-Карло», «Тройка», «Динамит», «Русское радио-2» и проч. Все они сегодня– часть «Русской медиагруппы». На сегодняшний день РМГ занимает более 50 процентов частот в ФМ-диапазоне. А по аудитории охватывает более 80 процентов всего радиорынка страны.

Помимо многочисленных радиостанций, у Архипова имеется и своя компания звукозаписи «Граммофон рекордз», которая, кроме выпуска пластинок, занимается также изготовлением телепередач типа «Премия «Золотой граммофон», которые успешно продаются на ТВ, убивая сразу двух зайцев: компания получает и деньги, и пиар.

В руководстве Первого канала быстро поняли: продать компанию «РМГ» и иметь с ней хорошие отношения выгоднее, чем держать под боком убыточный рекорд-лейбл. Ребята пошли на контакт.

По нашим сведениям, переговоры о покупке «Реала» начались еще осенью и в данный момент подходят к своему завершению.

Перемена мест слагаемых

1 января 2004 года на рекорд-лейбле официально сменилось руководство. Место «ветеранши рокапопса» — генерального директора Алены Михайловой — занял попсовый продюсер Иосиф Пригожин.

Вопреки объективной реальности и Пригожин, и Михайлова отказываются связывать кадровую перестановку с планами покупки «Реала» «Русской медиагруппой».

«Я уволилась по собственному желанию, так как я человек все-таки рок-н-ролльный и не согласна с попсовой политикой, которую выбрали акционеры, — поделилась с нами Алена Михайлова. — В компании все больше стали учитываться интересы канала, который, как известно, придерживается попсовой политики, а мне это не близко. Вот я и ушла».

Иосиф Пригожин уверяет, что увольнение Михайловой не связано со сменой формата «Реала»: «Это глупости. Музыкальную политику компании определяет сам гендиректор. Не хочу говорить об этом, но знаю, что увольнение Алены точно не имеет отношения к смене формата».

Алена Михайлова нынче занимает пост гендиректора видеокомпании Первого канала. С точки зрения здравого смысла такая кадровая перестановка напоминает назначение провинившегося министра иностранных дел послом в Зимбабве. Девушка, однако, говорит, что вполне довольна ситуацией: «Я занималась этим уже давно, параллельно с «Реалом». Это интересная работа. Здесь я чувствую себя гораздо лучше, чем в компании, которая избрала себе ужасный попсовый формат».

Иосифу Пригожину в бывшем кресле Михайловой тоже вполне уютно: «Сейчас я занимаюсь текучкой, разгребаю дела. Думаю, как бы сделать так, чтобы принести компании большую прибыль. Вы спрашиваете о моих творческих планах? Мы будем пытаться оставаться в так называемом формате артистов «Нашего радио», ведь именно для выпуска такой музыки в свое время создавалась компания. Я не согласен, что «Реал» «опопсел». Во-первых, поп-проекты выходят в первую очередь не на самом «Реале», а на его подлейбле «Айсберг». А во-вторых, мне вообще не нравится слово «попса». Давайте называть ее «популярная музыка». Я считаю, отдавать приоритет выгодным проектам — нормальное решение для бизнесмена. Выбирая артистов для «Реала», я буду руководствоваться именно соображениями коммерческой выгоды».

У расчетливого бизнесмена Пригожина на посту гендиректора «Реала» большие планы. «Я продолжаю оставаться акционером компании NOX music и не исключаю возможности, что в ближайшем будущем моя компания тоже сможет войти в состав «Русской медиагруппы». Так будет лучше для всех», — рассуждает новоиспеченный начальник.

На данный момент официальный контракт о покупке «Реала» РМГ еще не подписан. Михайлова утверждает, что процесс застрял на этапе обсуждения, Пригожин — что «происходит процесс подписания бумаг».

Главный повар, заваривший кашу, Сергей Архипов, от комментариев временно отказался.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow