СюжетыКультура

Юрий ЭНТИН: ХОЧУ ЭМИГРИРОВАТЬ ВО ВЗРОСЛЫЕ!

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Этот материал вышел в номере № 12 от 19 Февраля 2004 г.
Читать
Юрий Энтин — это человек, подаривший песни детям, сегодняшним и тем, кому сейчас уже за тридцать. Автор «Бременских музыкантов», «Прекрасного далека», «Крылатых качелей» и еще 600 песен. Столько же написал Высоцкий. Кстати, именно Энтин,...

Юрий Энтин — это человек, подаривший песни детям, сегодняшним и тем, кому сейчас уже за тридцать. Автор «Бременских музыкантов», «Прекрасного далека», «Крылатых качелей» и еще 600 песен. Столько же написал Высоцкий. Кстати, именно Энтин, работая на студии «Мелодия», в 1968 году «пропустил» первую пластинку Высоцкого с песнями из кинофильма «Вертикаль». А Высоцкий, в свою очередь, увидев мультфильм «Бременские музыканты», шутливо заметил автору: «Мы с вами делаем одно дело. Я разлагаю взрослых, вы — детей». Энтин пишет песни уже 35 лет. Он всерьез называет себя инфантильным и говорит: «Я всю жизнь «кошу» под ребенка». Юбилей творческой деятельности он отметит грандиозным концертом в Кремле.

Когда я отправлялась на это интервью, моя однокурсница попросила: «Скажи ему, что я научилась кататься на качелях после того, как послушала песню «Крылатые качели»…

— У нас с вами необычное интервью, — говорит Юрий Сергеевич, — оно отличается от всех остальных, которых было, наверное, тысяча за мою жизнь. Была в журнале «Крокодил» такая рубрика «Крокодил помог», а мне помогла «Новая газета». Она дважды публиковала интервью со мной: Анны Саед-Шах и Ларисы Малюковой. Пришло много писем, одно из них — от директора челябинского издательства с символичной фамилией Духовный, который предложил мне сотрудничество. Сейчас у меня на столе лежит результат нашей совместной деятельности. Две «суперкниги» (с нотами и дисками) — это то, над чем мы работали с Давидом Тухмановым восемь лет подряд. Когда первая книга появилась, я ее публично вручил Ларисе Малюковой и только потом подарил министру культуры. Вторая книга — «Игра в классики» вышла совсем недавно.

Когда мы беседовали 10 лет назад, Юрий Сергеевич говорил о том, что хочет создать новую эстетику эстрадной детской песни. Признаться, тогда не очень верилось в успех этого безнадежного дела. Но Энтин знал, о чем он говорит, а мы еще не знали про «ЭТО». Под «ЭТИМ» подразумевается аббревиатура — Энтин/Тухманов/Объединение. После развала «Союзмультфильма» поэт Энтин и композитор Тухманов написали 120 детских песен. И на «ЭТОМ» не успокоились. Юрий Энтин обратился ко многим известным артистам с просьбой записать новые песни, артисты согласились работать бесплатно. Было записано 60 песен. Теперь они лежат передо мной.

— Все мои песни не о детстве (такие пишет, например, Юнна Мориц), а от имени детей. Дети всегда жизнерадостны, они еще многого не понимают, и, соответственно, я тоже должен быть наивным.

Я считаю, что после выпуска книг с песнями и дисков моя миссия выполнена. Даже если теперь я эмигрирую…

— Боже, куда?!

— Теперь я хочу эмигрировать во взрослые. Иосиф Кобзон, когда ему исполнилось 60 лет, объявил, что он уходит со сцены. Точно так же со страниц «Новой газеты» заявляю, что больше не буду писать песен для детей. Но если учесть, что после своего ухода со сцены Кобзон запел с удвоенной силой, то, может быть, и со мной такое случится. Но, в принципе, я считаю, что все сказал. У меня есть огромное количество замыслов, не связанных с детьми или, по крайней мере, не связанных с музыкой. Я сейчас написал три книги стихов: две азбуки в стихах — одну для девочек, другую для мальчиков и книгу частушек. Второе событие — наконец-то издано все лучшее, что написано мною с семью композиторами. Вот коробка, а в ней 7 компакт-дисков.

Как-то я попал в Измайлово на рынок и услышал, что тетка кричит: «Антошки! Антошки!». Она продавала сделанных из соломы и бусинок «антошек». И я у нее купил последнего. И попросил сделать других моих героев. Теперь они красуются на обложках к дискам «Антошка и другие» — с Шаинским, «Буратино и другие» — с Алексеем Рыбниковым, «Водяной и другие» — с Максимом Дунаевским, «Трубадур и другие» — с Геннадием Гладковым, «Лесной олень и другие» — с Евгением Крылатовым, «Незнайка с нашего двора» — с Марком Минковым, и, наконец, с Давидом Тухмановым — «Светлячок и другие».

На этих дисках записано много нового. Старые песни Энтина давно превратились в народные, но ему принципиально важно, чтобы появлялись свежие. И на его концерте в Кремле они будут звучать — такое условие Юрий Сергеевич поставил организаторам концерта. Энергия Энтина бесконечна, он постоянно «генерирует» новые идеи. Например, он записывает клипы на детские песни, собирает то, что записывают другие, и складывает все эти клипы под кровать.

— Если клипов с новыми песнями накопится больше пятидесяти, — рассуждает Энтин, — то я приду на центральное телевидение и попрошусь делать передачу «Чунга-Чанга-2». Первая «Чунга-Чанга» была посвящена композиторам, вторая будет об исполнителях.

— Сейчас заговорили о возрождении детской литературы. Чувствуется ли какое-то движение в возрождении детской песни?

— Да, но оно пока еще слабое. Прежде всего мамы и папы вдруг заметили, что детская песня исчезла. И малолетние дети запели: «Позови меня, я останусь до утра — будет ночь любви, ты лишь только позови». Меня ошеломило, когда я увидел, что Кристина Орбакайте пела эту песню с детьми 4 — 5-летнего возраста. И они повторяли ее телодвижения. Еще мне показалось ужасным, что это поет Орбакайте, наряженная в принцессу.

— Вы с Ливановым и Гладковым делали первый в России мультипликационный мюзикл «Бременские музыканты». Как вы считаете, могут ли наши современные авторы создавать конкуренцию американским мюзиклам?

— Я в глубочайшей степени убежден, что наши композиторы, в том числе мои соавторы, не только могут, но уже написали блестящие мюзиклы. В Театре Моссовета идет наш спектакль с Геннадием Гладковым «Шиворот-навыворот», он имел грандиозный успех в Париже. Хорошо принимали в Испании наш с Давидом Тухмановым мюзикл, или, скорее, рок-оперу «Багдадский вор». Во многих театрах идет мюзикл «Трубадур и его друзья». Я написал больше десяти мюзиклов, но они либо лежат у меня дома, либо поставлены не как мюзиклы, и за три копейки. А этот жанр требует огромных финансовых вложений.

Я не верю, что, по крайней мере, в ближайшие 10 лет наша страна настолько разбогатеет, что можно будет создать грандиозный мюзикл. В детском мюзикле без участия государства точно ничего не произойдет. Или нужно какое-то частное лицо, которое, вместо того чтобы купить «Челси», захочет возродить детскую песню.

Пока что Юрий Энтин пытается закрыть мертвый сезон в детской песне практически в одиночку. Хорошие песни, пусть и забытые, должны возвращаться юной походкой. Песни Энтина снова зазвучали на радио — в новой аранжировке. И Энтин вернулся.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow