СюжетыОбщество

23 ФЕВРАЛЯ — ДЕНЬ ТЕРМИНАЛИЙ

ВОЛЬНАЯ ТЕМА

Этот материал вышел в номере № 12 от 19 Февраля 2004 г.
Читать
Философ и культуролог Михаил Эпштейн — давний автор нашей газеты. Новый цикл его эссе — почти проект гражданского календаря, попытка наметить его нервные узлы. Вот первый из «проектов праздника», предложенных философом... Историки...

Философ и культуролог Михаил Эпштейн — давний автор нашей газеты. Новый цикл его эссе — почти проект гражданского календаря, попытка наметить его нервные узлы. Вот первый из «проектов праздника», предложенных философом…

Историки затрудняются в точности объяснить, почему именно 23 февраля было выбрано коммунистическими вождями как дата воинского праздника. Если 23 февраля 1918 года и шли какие-то бои, то с неблагоприятным для советской стороны исходом. Так, Псков был занят 24 февраля ротой немецких самокатчиков, причем, согласно донесению советского командования, город удалось бы отстоять, если бы было оказано хоть какое-то сопротивление.

Выбор 23 февраля, когда Лев Троцкий написал воззвание «Социалистическое отечество в опасности!», возможно, связан с более широким кругом исторических или даже мифологических закономерностей.

Как и французский революционный режим, большевистская власть любила примерять на себя костюмы Древнего Рима — республиканского и империального. Именно 23 февраля отмечалось в Риме как праздник священных границ, нерушимых рубежей — терминов. Под терминами понимались как государственные границы, так и межи частных владений. Кроме большого числа полевых терминов, существовал культ одного Термина: изображавший его камень был помещен в Капитолийском храме, что символизировало нерушимость границ Рима.

Земли народов других

ограничены твердым пределом;

Риму предельная грань

та же, что миру, дана.

Овидий, «Фасты»

Именно эта символика государственных границ, потенциально совпадающих с границами мира, была сознательно или бессознательно усвоена советским режимом — при полном попрании изначального смысла этого праздника как освящения границ между частными владениями.

Российскому обществу в начальный период становления институтов частной собственности праздник Терминалий должен быть особенно близок. Мы предлагаем восстановить исходный смысл этого праздника Меж и Рубежей и отмечать 23 февраля не только как День защитника Отечества, но и как праздник Терминалий.

Учреждение культа Терминов в Древнем Риме приписывалось второму царю, Нуме Помпилию (8—7 вв. до н.э.), и связано с представлением о святости и нерушимости частного владения.

Терминус — по латыни пограничный камень или столб, межевой знак; граница, предел. Отсюда «термин» — слово с точно определенным научным значением; «терминал» — вводное и выводное устройство компьютерной системы; часть порта, предназначенная для погрузки и разгрузки; «терминация» — завершение, конец. Знаменательно, что 23 февраля было последним днем старого римского года, тем самым проводя и важнейшую межу во времени.

О Терминалиях рассказывается в эпической поэме Овидия «Фасты», где излагаются календарь римских празднеств и связанные с ними предания.

Римляне совершали над межевыми знаками, терминами, обряды почитания и жертвоприношения. Всякий, кто отодвигал пограничный камень, считался проклятым и мог быть казнен. Из почитания межевых камней развилось поклонение богу Терминусу. Владельцы прилегающих полей собирались у общего пограничного знака, и каждый украшал гирляндами свою сторону камня или столба. Приносились жертвы и возлияния — медом, вином, молоком, зерном, пирогами; закалывались овца или свинья.

Граница — место со-раз-деления жизненных условий и трудов. Терминалии празднуются для того, чтобы освятить границы как основу мира и содружества между соседями, сослуживцами, соотечественниками, разнопартийцами, всеми, кто разделяется границами — и соединяется ими. Удачно проведенная граница — залог добрососедства. Без терминов, освящающих межи, началась бы междоусобица и война всех против всех. У нас нет ничего более общего, чем границы, разделяющие нас. Вот как Овидий обращается к термину:

Грань ты народа, и грань городам, и великим державам,

А без тебя бы везде

спорными были поля.

Термины должны быть столь же почитаемы в обществе, обездоленном революциями и гражданскими войнами, как и пенаты — римские божества домашней жизни, хранители очага. В сущности, пенаты и термины вместе охраняют покой общества, одни освящая внутренность дома, а другие — границу участка (двора, поля, надела).

В этот день постарайтесь приглашать в свой дом, на свое празднество не только близких, но и далеких, и воздайте должное тем различиям, которые соединяют вас.

Одно из правил этого праздника: ни с чем не отождествляться, ничему не противостоять. И тождества, и противоположности — это вырожденные различия. Будем терминировать все отношения, как состоящие из раз-личий и потому зовущие к со-чувствию, со-участию, со-мыслию, со-действию. На каждое «раз-» есть свое «со-». Лирик пусть почтит физика, а физик — метафизика. Радикал пусть почтит консерватора, а консерватор — либерала. Пусть они совместно, с разных сторон, подойдут к тем терминам, которые разделяют их, — как в Древнем Риме владельцы соседних полей сходились к общему термину, чтобы почтить божество, одаряющее их миром. Праздник Терминалий напоминает нам о дружественном смысле границы, о том, что без разделения владений невозможно добрососедство; без разделения орудий невозможно соратничество; без разделения труда невозможно никакое общее дело.

Границы проходят не только в пространстве. Праздновать Терминалии, действовать в духе почитания терминов — это терминировать, т.е. отгранивать свои отношения с другими людьми, с представителями других возрастов, профессий, конфессий, достатков, политических воззрений.

Искусство терминации — быть может, самое трудное из всех искусств, которые осваивает теперь Россия, более привычная к подвигам преодоления границ. Терминация не имеет ничего общего ни с агрессией, ни с аскетизмом, ни с воинской удалью, ни со смиренным подвижничеством — это искусство проведения границ, выделения формы из хаоса. В день Терминалий давайте возливать мед и вино на те границы, которые нас разделяют.

Праздник, или мирское таинство, — основа внутренней организации любого общества. В празднике смыкаются начала и концы истории, в середине которой мы находимся.

Праздник — это встреча памяти и надежды внутри тех будней, где работает простая привычка выживания. При всех изъянах российской общественности ей нельзя отказать в любви к праздникам, порой чрезмерной. Но есть одна область, не охваченная праздниками, — частная собственность. Среди общенародных праздников должен быть и такой, который празднует неоднородность этого самого народа, разнообразие владений, укладов, внутренних меж и границ, из которых слагается такая огромная земля.

Неслучайно праздник меж и границ отмечался столь торжественно именно в самой грандиозной из всех империй Древнего мира. Империи сшиваются по кускам, и освящение швов — это празднование самой имперской идеи как внутренней неделимости и неслиянности составляющих ее краев и провинций. Вот почему для современной России так важно освящать не только внешние, но и внутренние рубежи как знаки своей многосложной целостности.

Из всех римских обычаев именно Терминалии в первую очередь стоит ввести в новороссийский календарь.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow