РасследованияПолитика

Министр генерал-лейтенант Адильгерей МАГОМЕДТАГИРОВ: ПОДОЗРЕВАЕМЫЕ В ПОХИЩЕНИИ АРЬЯНА ЭРКЕЛЯ ЗАДЕРЖАНЫ

РАССЛЕДОВАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 21 от 29 Марта 2004 г.
Читать
Многонациональная Республика Дагестан — одна из самых криминальных зон в России. Террористические акты, похищения людей, убийства сотрудников правоохранительных органов и политиков республики по масштабам сравнимы только с Чечней. Кто...

Многонациональная Республика Дагестан — одна из самых криминальных зон в России. Террористические акты, похищения людей, убийства сотрудников правоохранительных органов и политиков республики по масштабам сравнимы только с Чечней.

Кто победит: криминал или закон? Об этом военный обозреватель «Новой газеты» Вячеслав Измайлов, основываясь на материалах своих журналистских расследований, опубликованных нашей газетой, беседовал с министром внутренних дел республики генерал-лейтенантом Адильгереем МАГОМЕДТАГИРОВЫМ.

Наша справка

Магомедтагиров Адильгерей Магомедович, 48 лет, генерал-лейтенант милиции, министр внутренних дел Республики Дагестан с 1998 года. Мастер спорта по вольной борьбе в тяжелом весе; окончил Высшую школу милиции в городе Минске; женат, имеет троих детей.

— Мировую общественность волнует судьба похищенного более полутора лет назад в Махачкале руководителя швейцарской миссии «Врачи без границ» голландца Арьяна Эркеля. Руководители европейских государств, деятели гуманитарных организаций неоднократно выходили по этому вопросу на президента России Владимира Путина. Но результата нет — Эркель по-прежнему заложник. В то же время похитители Эркеля, как мне видится, на свободе и они процветают.

— Я внимательно читал ваши публикации о судьбе Арьяна Эркеля. Они написаны так, как будто вы сами при этом присутствовали. Вы в своем журналистском расследовании близки к истине. Но, поверьте, судьба Арьяна Эркеля волнует нас не меньше. Расследованием его похищения мы занимаемся совместно с ФСБ и прокуратурой Дагестана. На нас выходят близкие и заинтересованные в его судьбе люди.

В своей работе на первое место ставим сохранение жизни Эркеля. А подозреваемые в его похищении уже задержаны. Есть признательные показания.

— Вы уверены, что Арьян Эркель жив? Ведь прошло уже несколько месяцев, как контакты с посредниками прекратились.

— Полностью уверенным буду только тогда, когда увижу его самого. Мы ведь знаем, что люди, похитившие Эркеля, жестоки. Но у нас есть основания полагать, что он жив.

— Оперативной работой по освобождению Арьяна Эркеля занимаются отдел по борьбе с организованной преступностью при МВД Дагестана, руководимый полковником Ахмедом Кулиевым, и, в частности, подчиненное ему подразделение, которое до недавнего времени возглавлял подполковник Имамутдин Темирбулатов. Но в декабре прошлого года, в момент освобождения 11-летнего Джамала Гамидова (сына убитого министра финансов Дагестана Гамида Гамидова), который три с половиной года находился в заложниках, подполковник Темирбулатов был арестован и сейчас находится под следствием по подозрению в вымогательстве, превышении служебных полномочий и прочих грехах. Лично зная Темирбулатова и обстановку, сложившуюся в коллективе

УБОПа республики, склонен полагать, что он был, что называется, подставлен.

Именно подполковник Темирбулатов был главным оперативником, работавшим по освобождению Арьяна Эркеля. И именно после его ареста контакты с похитителями через посредников прекратились.

— Темирбулатов был принят мною по его просьбе. Он действительно вел оперативную работу и по похищенному мальчику, и по Эркелю. Этот офицер получал от МВД должную помощь — только работай и докладывай о результатах. Но до самого задержания подполковник Темирбулатов ни разу больше на прием ко мне не приходил и о своей работе по освобождению заложников никому не докладывал, игнорируя и своего непосредственного начальника полковника Кулиева.

Я думаю, что вы как офицер понимаете, что это недопустимо. Подполковник Темирбулатов был задержан случайно — во время расследования нашими сотрудниками в Хасавюрте дела об убийстве офицера милиции, то есть никто его не подставлял. Темирбулатов неожиданно появился с похищенным более трех лет назад ребенком, а потом попытался скрыться. У прокуратуры есть основания подозревать этого офицера в вымогательстве, так как у него было обнаружено 50 тысяч долларов США.

Я как министр дорожу каждым своим сотрудником, будь то офицер или рядовой милиционер. Ведь эти люди ежедневно рискуют жизнью. Им приходится противостоять хорошо вооруженным бандитам. Несколько дней назад старший сержант Гусейнов и рядовой Ибрагимов предупредили теракт в отношении следователя прокуратуры Дагестана, который вел расследование взрыва в Каспийске.

Супьян Ибрагимов получил тяжелое ранение и скончался, а его товарищ старший сержант Азамат Гусейнов уничтожил одного из бандитов и ранил другого. Оба представлены к государственным наградам, а старшему сержанту Гусейнову мы выдали ключи от двухкомнатной квартиры.

— Чем вы объясняете многочисленные вооруженные нападения на сотрудников милиции республики? Только в одном Управлении по борьбе с экстремизмом и терроризмом убиты за последнее время одиннадцать офицеров. В том числе и руководитель этого управления полковник Акилов. Очередной жертвой в марте стал старший оперуполномоченный подполковник Амирбеков. Есть информация, что эти сотрудники занимались пытками подозреваемых по делу о теракте в Каспийске. Кстати, несколько дней назад начался судебный процесс по этому поводу. На скамье подсудимых два человека: Абдуразаков, родственники которого сообщили мне, что он действительно участвовал в боевых действиях в Абхазии, воевал на стороне незаконных вооруженных формирований в Чечне, но никакого отношения к теракту не имеет, и Абдулкаримов, задержанный в прошлом году в Астрахани и оказавший при этом вооруженное сопротивление. Третий, проходивший по делу, — Ханали Умаханов — был задержан в Москве, но после допросов с применением насилия попал в психиатрическую лечебницу. Известно, что Умаханов и Абдуразаков заявляли в прокуратуру о пытках со стороны сотрудников Управления по борьбе с терроризмом.

— Причастность к теракту в Каспийске имеют отношение более десяти человек. Организаторы этого теракта Раппани Халилов и Казим Абдурахманов находятся в розыске. Участие упомянутых вами бандитов в теракте также доказано. Один из них был непосредственным исполнителем взрыва, другой снимал происходящее на

видеокамеру, чтобы отчитаться перед заказчиками. Возможно, кто-то из сотрудников милиции не выдержал. Ведь все мы отцы, а погибло столько детей.

Да, бандиты убивают наших сотрудников. Поэтому я приказал уничтожать террористов, оказывающих вооруженное сопротивление при задержании.

— Ситуация в республике опасна тем, что криминал рвется во власть. Некий предприниматель Полчаев, разыскиваемый за мошенничество в других субъектах Российской Федерации, приехал на родину в Дагестан и за большие деньги стал в марте прошлого года депутатом Народного собрания Дагестана от Ахтынского района. При этом за весь этот год ни на одном заседании Народного собрания его не видели. Он продолжает скрываться. У меня есть основание полагать, что другой парламентарий республики от одного из горных районов причастен к похищению Арьяна Эркеля.

— Увы, вы правы. Криминал рвется к власти в республике, и не только в законодательную. Мы этому жестко противостоим, однако несовершенства закона о выборах позволили стать депутатами Полчаеву и ему подобным. Это происходит и в других субъектах Российской Федерации. Люди, которые не в ладах с законом, прорываются и в Госдуму. (Министр звонит по телефону начальнику ОВД Ахтынского района и требует от него доклада о розыске Полчаева. — В. И.)

— Мы заговорили о власти в республике, и я полагаю, что через два года, когда согласно новой Конституции Дагестана впервые будет избираться президент, борьба за власть может привести к еще большему противостоянию криминальных группировок. Опасаюсь, что ситуация в Дагестане может стать похлеще, чем в Чечне.

Есть основания полагать, что прошлогоднее убийство министра по информации, международным связям и национальной политике Дагестана Магомедсалиха Гусаева, честного человека и политика, было связано именно с его возможным лидерством.

— Этого мы не исключаем. Под той характеристикой, которую вы дали этому честному человеку и политику, я подписываюсь. Он был моим близким другом. Гусаев активно противостоял экстремистам ваххабит-ского толка и националистам. И у нас есть свидетельские показания, что за его убийством могли стоять именно эти люди.

Согласен с вами: возможность обострения положения в республике существует. Мы анализируем ситуацию и подробно докладываем руководству в Москву. При необходимости, как это было во время выборов президента 14 марта, министр внутренних дел России готов принять информацию от нас даже поздней ночью. Мы противостоим и будем противостоять любым попыткам дестабилизации в Дагестане. Кроме того, я верю в вековую мудрость нашего многонационального народа. Испытаний было немало. Взять хотя бы август 1999 года, нападение на нас банд Басаева и Хаттаба. Когда приходит беда в наш общий дом, дагестанцы забывают о всех своих обидах. Они не дадут себя обмануть никаким экстремистам.

P.S. Когда готовился этот материал, в Унцукульском районе Дагестана было совершено покушение на начальника районного отдела внутренних дел, также работающего по освобождению Арьяна Эркеля.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow