РасследованияПолитика

«МИР» ТЕСЕН, РОДИНА БЕСПРЕДЕЛЬНА

РАССЛЕДОВАНИЯ

Этот материал вышел в номере № 23 от 05 Апреля 2004 г.
Читать
Евгений Черняев, командир глубоководного аппарата «Мир», был избит (чуть не убит) сотрудниками калининградской милиции. Глубоководных аппаратов «МИР» всего два. А пилотов только трое. После встречи с милиционерами Черняев все-таки сможет...

Евгений Черняев, командир глубоководного аппарата «Мир», был избит (чуть не убит) сотрудниками калининградской милиции.

Глубоководных аппаратов «МИР» всего два. А пилотов только трое. После встречи с милиционерами Черняев все-таки сможет пилотировать «Мир».

А ведь Черняев был даже на «Титанике». Он погружается туда с полезным грузом туристов. Отдельно лежит нос, отдельно — корма. Иногда Черняев подбирается вплотную к винтам. Когда-то они крутились, а вот сто лет уже не крутятся. Все это наводит на философию самого Черняева, но никак не алабамских бабушек, которые конечно же и ныряют к «Титанику». Их непосредственные реплики для Черняева непонятны. Хотя английский у него на уровне. Когда режиссер Кэмерон достал своими требованиями, не учитывающими специфику пилотирования аппарата, тогда Женя Черняев прекратил все маневры и выдал американский народный афоризм: «Вы требуете невозможного. Но дайте мне возможность сделать это». И Кэмерон признал свою ошибку.

Также Черняев участвовал в консервации «Комсомольца» и расследовании причин гибели «Курска». И получил за это орден Мужества и медаль. Как лицо сухопутной национальности я спросил: «А акулы?». И Черняев рассказал про акул. Но пусть это будет светлое пятно в конце заметки.

В этом году глубоководный аппарат «Мир» разбирают и снова собирают. За этим следят немцы из компании «Ллойд». Разборку осуществляют на заводе в Калининграде. Поэтому Черняев временно жил в местном торговом порту на судне «Академик Келдыш».

4 февраля состоялся деловой ужин с немцами. То есть много не пили. Черняева подвезли к воротам порта. На проходной стояли два милиционера. А еще двое ждали за ангаром. Черняев предъявил документ охраннику и прошел.

Люди, подвозившие Черняева, увидели, как за ним пошли двое с проходной, но не придали этому значения. А Черняеву за ангаром преградили путь те двое. Под ногами были лед и портовые рельсы. Но тогда Черняев еще не знал, что будет падать. Он сказал: «Я из Москвы. В командировку приехал. Иду на «Келдыш». А милиционеры ответили: «Значит, из Москвы. Значит, на «Келдыш». Да чего тебе здесь надо?». Черняев почувствовал в голосе угрозу. У него, наверное, развита интуиция. Наверное, это отличает подводника. Или это отличает гражданина России. В общем, он незаметно нажал на мобильном телефоне кнопку последнего вызова. Дозвонился знакомому в Москву и сказал: «Остановили в порту милиционеры. Буду звонить начальнику охраны порта». (Как раз подошли сзади два милиционера, которые стояли на проходной.)

Черняев решил, что переиграл сотрудников. Во-первых, он позвонил. Во-вторых, он был с документами. Кто же будет брать героя. Но четыре милиционера — это, вероятно, отдельная форма жизни. Это, считай, осьминог. Восемь ног, немного мозга, хватательный рефлекс. В общем, у него не стали смотреть документы. Выхватили телефон. Сдернули с плеча сумку. Надели наручники. Ударили в челюсть. И тут же дубинкой по уху. Черняев в детстве занимался штангой. Поэтому он не упал, чем удивил милиционеров. Но сзади услышал шаги. Мент, который был сзади, разбежался и ударил ногой под колено. Тут Черняев и почувствовал лед и портовые рельсы. Его старались бить по суставам. Потом сбросили в «уазик» и вывезли с территории порта.

А привезли Черняева в опорный пункт милиции рядом с торговым портом. Черняев даже помнит, где он, этот пункт, находится. Хотя память к нему возвращалась постепенно. А все из-за пузырька. Его привели в кабинет к начальнику. Тот достал из шкафа бутылку и пузырек. Черняев помнит, что движение было уверенным — как будто он действовал по инструкции. Привезен «клиент». Уже избит, еще в сознании. Значит, что? Пузырек! Начальник шутил, что и сам пьет эту водку. Налил водки и накапал из пузырька. А Черняев сказал, что не будет пить, на что начальник ударил его по зубам стаканом. Черняев подумал: «Зуб или стакан?». Оказалось, что это кусочек зуба откололся. А начальник сказал, что «я тебе все зубы выбью». В общем, в Черняева влили содержимое, которое пахло лекарством.

А однажды на «Келдыше» подошли смешные бабушка с дедушкой, собравшиеся на «Титаник». Пока Черняев проверял свой «Мир», они наблюдали из укрытия. Потом попросили почти непьющего Черняева, чтобы русский пилот не пил сегодня много. Так смешно с американцами. Смешно, и деньги платят. Так грустно с соотечественниками. И деньги отбирают. Зато так потом смешно с американцами…

Черняева в наручниках вывели из кабинета. И повели его к лестнице. И он туда в наручниках «упал». Запихнули в «уазик», привезли куда-то, показали кому-то, он услышал: «Запомни». Вероятно, это готовили автопогрузчицу порта. Потом она даст показания, что Черняев приставал к ней, падал и бился о швеллера, разбросанные на вверенной ей территории.

Черняева долго катали на «уазике». Двое сидели спереди. А один, который сзади, тыкал Черняеву в пах резиновой дубинкой. Он требовал, чтобы Черняев в чем-нибудь признался: «И как ты Родину продавал?», «Каким бизнесом занимаешься?», «Ну хоть кусок цветного металла вынес?». Черняев говорил, что он подводник. Потом его душили, и Черняев помнит собственные судороги. Сотрудники наконец посмотрели документы. Там были документы на орден. Все поняли, что Черняев — это проблема. Один предложил «притопить». Но кто-то вспомнил про телефонный звонок.

Поэтому Черняев был доставлен в вытрезвитель. Там продолжались противоправные действия. Или уже смешно говорить о правах? В общем, там продолжились действия. Только один был новый штрих. Это была медсестра вытрезвительская. Нет, она не совершала действий. Тетя лет пятидесяти сидела и смотрела. И что-то писала в карточках. А у Черняева взяли анализ мочи. Чтобы водка, которую ему дали в отделе, была запротоколирована. Но поскольку его так и оставили в наручниках, то ему расстегнули ширинку. А он отказался сдавать анализ. Тогда его… В общем, пришлось сдать анализ. Его не застегнули, а так и бросили на пол в наручниках и пинали ногами. Сам Черняев шутит, что валялся на полу, как жук.

Один из милиционеров отвлекся. Он обнаружил цифровую камеру. И даже сделал фото на память. Потом с Черняева сняли наручники, брюки, свитер и футболку. Двое сотрудников его приподняли и швырнули от двери на топчан. Черняев пролетел камеру. Но в полете он сгруппировался.

Однажды Черняев наткнулся на дне на рабовладельческую шхуну. Ничего, что я так перескакиваю? Но, по-моему, это одна тема. Даже очень поучительная история. Шхуна привезла рабов на Ямайку. Там, как рассказал мне Черняев, действовала схема «рабы—деньги—кокосы». Кокосы были востребованы в Англии. Но ту шхуну, видимо, перегрузили кокосами. И шхуна потонула в районе Бермуд, где и была через двести лет обнаружена подводником Черняевым. Кокосы, что поразительно, не сгнили. А негры так и остались на Ямайке. Жилось им тяжело, но местами счастливо. Когда их в Африке грузили, то, наверное, кидали. А они –делать нечего — группировались.

Черняев проснулся конечно же в вытрезвителе. За окном люди на работу. Даже смена поменялась в вытрезвителе. Только медсестра осталась все та же. Привели к начальнику, сказали: «Вот здесь и вот здесь распишитесь». А Черняев не пошел на этот компромисс. Двое милиционеров заломили руки за спину и приподняли. Но Черняев мало весит. И в детстве, напомню, занимался штангой. Поэтому он мог долго так висеть. Но его отнесли из кабинета в камеру и там били о стену. А начальник по полу пришел из кабинета в камеру и говорил: «Мало. Еще добавьте». А медсестра ничего не говорила и заполняла карточки. Черняев проявил силу воли. Милиционерам с ним надоело возиться. Его опустили на пол. Ему даже отдали фотоаппарат и сто пятьдесят долларов (было пятьсот).

Не отдали швейцарский нож и телефонную карту. Начальник сказал: «Что же он, так в крови и пойдет?». И медсестра сказала: «Вот здесь умывальник». А Черняев им ответил: «Не нужен мне ваш умывальник». Взял сумку с остатками личного имущества и пошел на улицу.

На улице он получил новое ощущение. Сморкнулся он, как все люди, — через нос, а получилось через ухо. Добрел до завода, где разбирали «Мир». Взял в долг сто рублей. Поймал машину. На «Келдыше» его выслушали сотрудники ФСБ. Знакомый врач дал Черняеву совет. Чтобы на экспертизе не говорил, что били милиционеры. Поэтому Черняев прятал следы от наручников. Но эксперт все равно его «раскручивал»: что да как? Но Черняев не раскололся, сказал, что били неизвестные. И ему выдали официальное заключение: побои тупым предметом, разрыв барабанной перепонки.

На следующий день попал к генерал-майору транспортной милиции Чаплыгину. Но он тогда мало помнил. Генерал-майор Чаплыгин это увидел и почему-то стал смеяться. Потом сказал, что сам разберется и всех накажет. На завод, где разбирают «Мир», уже приезжали милиционеры. Они всех убеждали, что Черняев приставал к автопогрузчице. И на это есть свидетельские показания.

Зато у Черняева удивительно быстро зажила барабанная перепонка. На память остался отбитый зуб. С зубом нырять можно.

Черняев пятнадцать лет пилотирует «Мир» и насмотрелся акул. Однажды их в научных целях приманивали на глубине в один км. В основном они были шестижаберные — как отметила ученый Джини Кларк в специальной тетрадке. Две акулы зацепились челюстями. Их снесло течением, и они были окончательно сожраны товарищами.

От редакции:

Этот материал редакция направляет в Главное управление собственной безопасности МВД РФ.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow