СюжетыЭкономика

ВОПРОС ЗАКРЫТ. ВМЕСТЕ С БИЗНЕСМЕНАМИ

ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ

Этот материал вышел в номере № 23 от 05 Апреля 2004 г.
Читать
Власть в России крепка не столько задним умом, сколько задним числом. Поэтому ей не так уж сложно найти грешки и грехи за неугодными. Достаточно переписать правила игры — и то, что вчера считалось полезным и важным, превращается в уголовно...

Власть в России крепка не столько задним умом, сколько задним числом. Поэтому ей не так уж сложно найти грешки и грехи за неугодными. Достаточно переписать правила игры — и то, что вчера считалось полезным и важным, превращается в уголовно наказуемое деяние.

Взять, к примеру, проблему ЗАТО (закрытых административных территориальных образований). В середине девяностых власть, не способная выполнять свои социальные обязательства, предложила бизнесу своеобразную сделку: вы не даете людям в ЗАТО умереть с голоду, а мы разрешаем вам платить меньшие налоги. И все были счастливы. Теперь же представители власти, отменив налоговые льготы в ЗАТО, требуют вернуть якобы утаенные от государства деньги. И на все упоминания о былой сделке отвечают привычным: «Вопросы здесь задаю я»…

ЗАТО: мы делаем ракеты

Социализм в СССР строили точечным методом: закрытые наукограды представляли собой настоящие анклавы светлого будущего в безрадостном настоящем. Полные прилавки, высокие зарплаты, чистые улицы, нулевая преступность. И академики, академики, академики… Естественно, государство было таким щедрым только с избранными. Обитатели закрытых наукоградов занимались самым полезным, с точки зрения власти, делом: разрабатывали новейшие виды оружия. Ядерного, химического, бактериологического… И платили за довольство и сытость собственной свободой: выезжать за пределы наукоградов, естественно, было строго запрещено.

Вот и получается, что жители нынешних ЗАТО росли в тепличных условиях. Но после распада Союза они, с точки зрения власти, превратились из элитных цветов в сорняки — бывшей сверхдержаве, решавшей теперь проблемы выживания, новые ракеты были ни к чему. Однако же и отпустить крепостных оборонщиков на все четыре стороны тоже было нельзя. Каждый из них представлял собой бомбу замедленного действия. Ведь, кроме оружия, делать они ничего не умели, а работу по специальности могли найти либо в США (чего российской власти все-таки не хотелось), либо у бен Ладена и К° (чего не хотели уже сами американцы и прочее «мировое сообщество»).

Патовая ситуация: жители ЗАТО по-прежнему были вынуждены жить за колючей проволокой, но при этом без денег. Средств в бюджете на содержание ученых не было. Попробовали было запустить в ЗАТО конверсионные проекты, но ничего из этой затеи не вышло — не получались как-то пестициды из химического оружия. ЗАТО генетически не вписывались в рыночную экономику.

В этой ситуации федеральная власть впервые попробовала решить проблему наукоградов с помощью предоставления налоговых преференций. Сначала их получили местные администрации, которым разрешили не делиться налогами, собранными на территории ЗАТО, ни с Центром, ни с регионами. Правда, скоро выяснилось, что толку от этого мало. Что было не удивительно: в ЗАТО не существовало рентабельных производств, с которых эти налоги можно было собрать. А если сложить в общак по десять рублей, вынуть и раздать по сотне никак не выйдет.

Легальная оптимизация

На определенном этапе всем без исключения стало понятно, что если кто и может спасти ЗАТО, то это частный бизнес, причем — крупный. Сначала главы местных администраций пытались ходить к предпринимателям на поклон. Мол, зарегистрируйте у нас пару своих подразделений. Вам не накладно, а мы выжить сможем. Но бизнесменов эта идея не вдохновляла. И виной тому не жадность или жестокосердие. Просто работа в ЗАТО, пусть и на бумаге, постоянно идет под грифом «совершенно секретно». Кому нужно постоянное внимание «органов», охраняющих государственную тайну? Логика бизнеса проста: дополнительный риск должен оправдываться дополнительной прибылью.

В конце концов эта аксиома дошла и до федеральной власти. В июле 1998 года в закон о ЗАТО были внесены изменения, позволяющие главам местных администраций предоставлять «дополнительные льготы по налогам и сборам юридическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований». То есть теперь ЗАТО устанавливали ставки всех налогов: федеральных, региональных и местных — самостоятельно. У них появилась реальная возможность предложить частному бизнесу взаимовыгодные условия.

Стоит отметить, что речь идет не о внутриведомственной инструкции, а о федеральном законе, который прошел все стадии законодательного процесса: Госдуму, Совет Федерации и, наконец, был подписан президентом. То есть его значимость для государства в существовавших условиях была очевидна и общепринята.

Искоренение налоговой вольницы

И надо сказать, что схема оказалась эффективной. Еще бы: в России де-факто появились офшоры, в которых, если верить действовавшему законодательству, можно было совершенно легально оптимизировать налоги. И нет ничего удивительного в том, что довольно быстро в эти офшоры переместились самые доходные бизнесы: нефтяной, газовый, металлургический, алкогольный.

Надо сказать, что администрации ЗАТО на льготы не скупились. И при этом оставались в плюсе. Буквально за год-два дефицит бюджетов ЗАТО стал не более чем неприятным воспоминанием. У местных администраций хватало денег не только на выполнение собственных социальных обязательств по полной программе, но и на то, чтобы платить зарплаты сотрудникам бездействовавших «градообразующих» высокотехнологичных предприятий. ВПК, хотя бы своей частью, задышал свободнее, возобновились исследования…

Казалось бы, ситуация устраивала всех. Но очень быстро образ мыслей федеральных чиновников поменялся на сто восемьдесят градусов. Они пришли к выводу, что теперь могут содержать ЗАТО и сами: за счет высоких цен на нефть в бюджете появились деньги.

Правда, руководители местных администраций относились к идее подобного размена скептически: все-таки бюджет «пилится» на федеральном уровне, и неизвестно, сколько из него перепадет наукоградам, а деньги от частных компаний можно было получить здесь и сейчас. Но эти доводы остались без внимания.

В итоге правительство начало кампанию по искоренению налоговой «вольницы». В апреле 1999 года закон о ЗАТО снова поменяли. Теперь налоговыми льготами могли пользоваться только компании, имевшие на территории ЗАТО не менее 90 процентов основных средств и осуществлявшие там не менее 70 процентов деятельности. Плюс к этому 70 процентов работников таких компаний должны быть прописаны в ЗАТО и получать не менее 70 процентов фонда оплаты труда.

Обойти эти ограничения было довольно легко. Стоило только зарегистрировать «дочку» и выделить в ней ставки местным жителям. Поэтому правительство в борьбе с самим собой пошло дальше. Сначала администрациям ЗАТО запретили снижать ставки федеральных налогов, оставив только региональные и местные. А с января этого года налоговые офшоры на территории ЗАТО просто перестали существовать.

Задним числом

Казалось бы, все в этой ситуации логично. Не было у государства возможности содержать ЗАТО — отдали их частникам на взаимовыгодных условиях. Изменилась ситуация — совершили обратный размен. Только он, как показывает практика, может выйти боком как наукоградам, так и бизнесменам.

Первые теперь будут завязаны исключительно на бюджет. И даже если представить себе, что парламентарии о судьбе ЗАТО не забудут, гарантировать их жителям безбедное существование никто не сможет. Ведь высокие цены на нефть не вечны, а когда придется подтягивать пояса, то паек в первую очередь сократят «наименее ценным членам экипажа», в том числе и наукоградам. Частные компании в этом смысле были куда более надежными гарантами благосостояния ЗАТО.

Не менее вероятен и такой вариант: бюджетные дотации будут более чем скромными. Ведь нынешней власти, несмотря на имперские замашки, ЗАТО, по большому счету, не нужны. Вполне достаточно держать их на коротком поводке прожиточного минимума. Ни о каком развитии, вполне возможном в прежних условиях, при таком раскладе и речи не идет.

Зато самим частникам, которые в силу разных причин попали в немилость, если следовать логике «дела «ЮКОСа», теперь придется расплачиваться за былое сотрудничество с администрацией наукоградов и выполнение просьб федеральной власти — поддержать оборонку и науку. Ведь все усилия силовых ведомств направлены на то, чтобы признать незаконными любые схемы оптимизации налогов.

Доказать же, что компании оптимизировали налоги на территории ЗАТО, не сложно: ранее эта абсолютно легальная деятельность ни от кого и не скрывалась. Тем более что власть, кстати, фактически сама предложила бизнесу не совсем логичную и не совсем прозрачную схему. Судите сами: с тех пор, как льготы стали получать только формально «местные» предприятия, крупные компании стали регистрировать в наукоградах трейдерские «дочки». И нареканий это ни у кого не вызывало. До поры до времени. Теперь же создание подобной схемы оптимизации налогов — краеугольный камень обвинения в «деле «ЮКОСа».

Частный бизнес может делать выводы. Во-первых, закон в России всегда обладает обратным действием. Во-вторых, никакие преференции власти не то что принимать — даже рассматривать опасно. В-третьих, прозрачность налоговых отношений с государством всегда оборачивается мутным взглядом прокуроров. Вот и решайте, как безопаснее вести свой бизнес: честно или втихую, платя отступные госчиновникам…

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow