СюжетыЭкономика

ТОПЛИВНЫЙ УДАР

ФИНАНСЫ

Этот материал вышел в номере № 49 от 12 Июля 2004 г.
Читать
Бензин дорожает. В Москве за литр АИ-95 сегодня надо заплатить уже около 15 рублей, в то время как еще в начале года он продавался по 12,50. Получается 20% за полугодие. Заметим: бурное удорожание бензина происходит на фоне...

Бензин дорожает. В Москве за литр АИ-95 сегодня надо заплатить уже около 15 рублей, в то время как еще в начале года он продавался по 12,50. Получается 20% за полугодие. Заметим: бурное удорожание бензина происходит на фоне правительственных обещаний сдержать инфляцию этого года на уровне не выше 10% за целый год.

По данным Госкомстата РФ, резкий рост цены на бензин всех марок начался в апреле и еще больше ускорился в мае. Светлана Уланова из Управления статистики цен и финансов ГКС РФ разводит руками: «Мы только констатируем тревожный факт: цены на бензин растут довольно быстро, но сказать, почему, не можем — вопрос не к нам».

Генеральный директор ассоциации «Гранд», крупного оператора московского розничного рынка бензина, Евгений Аркуша указывает на производителей нефти. «Розничная цена бензина, которую вы платите на заправке, растет из-за роста оптовых цен на бензин. А оптовые цены растут, потому что внутри России сильно дорожает нефть».

Казалось бы, в стране, экспортирующей нефть, а не закупающей ее извне, подобных проблем не должно быть. Однако, по словам Аркуши, обилие нефти в России не превращается в обилие дешевого бензина именно из-за высоких нефтяных цен на мировом рынке. «Нефтяники гонят на экспорт как можно больше сырой нефти — за рубежом она стоит вдвое дороже; правительству это тоже выгодно: экспортные пошлины высоки — бюджет получает много дополнительных денег. Как следствие внутри страны нефти остается мало».

Дальше просто: нефтяники взвинчивают цены на «черное золото» для российских потребителей, затем дорожают и нефтепродукты — в первую очередь бензин. «Я скажу вам по секрету, что оптовые цены на бензин выросли значительно больше, чем розничные, — добавил Аркуша, — если бы мы повысили ценники на АЗС пропорционально тому, как подорожал бензин в цистернах, цены за полугодие выросли бы далеко за 20 процентов».

Исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергеенко также сказал «Новой», что все удорожание автомобильного топлива — дело рук нефтяников. «Мы ни при чем. Автозаправка — последнее звено в цепи, а основную накрутку делают нефтяники. Почему так происходит? Ну вот Алекперов (руководитель компании «ЛУКОЙЛ», одного из крупнейших поставщиков нефти и нефтепродуктов в России. — И.А.) недавно говорил, что все идет естественно, нормально, — ну, значит, все нормально».

Как известно из сообщений СМИ, Вагит Алекперов объяснял быстрый рост цен на топливо дефицитом мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Получить пояснения от компании «ЛУКОЙЛ» нам, к сожалению, не удалось.

Кирилл Тремасов, начальник аналитического департамента Банка Москвы, подтверждает, что в России на сегодня недостаточно нефтеперерабатывающих заводов. «Все наши НПЗ построены еще в советские времена, — говорит он, — а новые мини-заводы, построенные в последнее время, по большому счету дела не меняют». Кроме того, по мнению Тремасова, не стоит сбрасывать со счетов монополизацию внутреннего рынка нефтепродуктов.

Финансовый аналитик особо подчеркивает отрицательный эффект от удорожания бензина. Цена топлива сразу же закладывается в цены на все остальные товары и услуги — от продуктов до стройматериалов. Российские товары становятся менее конкурентоспособными по сравнению с импортными — колбаса, ботинки или мебель, сделанные в России, дорожают, в то время как импортные аналоги в цене не меняются. Падают темпы экономического роста, на повестку дня выходит вопрос о девальвации рубля. Потому что если экономика неэффективна в целом, то приходится уценивать труд сразу всех граждан через обесценение рубля.

Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ по защите прав потребителей, в разговоре с нами подчеркнул: бензин дорожает более или менее постоянно, независимо от роста мировых цен на нефть и степени загрузки нефтеперерабатывающих заводов. «Нефтяники элементарно договариваются о повышении цен, и всё», — говорит Янин. Бороться с этим должны антимонопольные органы. По словам эксперта, «в цивилизованных странах так и происходит: например, в США федеральная торговая комиссия (аналог нашей Федеральной антимонопольной службы. — И.А.) имеет полномочия для расследований, как у спецслужб. Корпорации, уличенные в сговоре, наказываются гигантскими штрафами. У нас все по-другому».

Елена Нагайчук из пресс-службы ФАС подтвердила: с «бензиновыми королями» есть проблемы. «Как только становятся очевидными нарушения — например, одновременный и равный рост цен у всех продавцов, — территориальное отделение ФАС создает комиссию, которая разбирается в деле и выдает нарушителям предписание — вернуть цены на нормальный уровень. Если они этого не делают, мы обращаемся в суд. Но в суде что-либо доказать очень непросто, ведь документов, подтверждающих сговор, нет».

Пожалуй, можно подвести итоги.

Во-первых, предпосылок для перемен к лучшему не видно. Рынок нефтепродуктов крепко держат в руках крупнейшие нефтяные компании, способные устанавливать какие угодно цены. Антимонопольная служба им не страшна.

Во-вторых, рост цен на бензин, похоже, не слишком беспокоит власти. Главное, что в бюджет поступают налоги от растущего экспорта нефти. А на такой побочный эффект, как инфляция, чиновники просто закрывают глаза.

И последнее. Бензин, скорее всего, продолжит дорожать и дальше. Судите сами. Сейчас нефтяники говорят, что бензин дорожает, потому что растут мировые цены на нефть. Что будет, когда они упадут? Предполагать, что нефтяники не захотят компенсировать упущенную экспортную прибыль из кармана российских покупателей, как-то наивно. Практика показывает другое.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow