Сюжеты

БОМБЫ ИМЕЮТ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. НО НЕ ПРИЗНАЮТ ГРАНИЦ

<span class=anounce_title2a>КИНОБУДКА</span>

Этот материал вышел в № 74 от 07 Октября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Открытие Первого международного евроазиатского кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Новое кино. XXI век» стало событием Дня города в Смоленске. Как потом признало руководство города — самым красивым. По ярмарке ручных изделий прогуливались...

Открытие Первого международного евроазиатского кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Новое кино. XXI век» стало событием Дня города в Смоленске. Как потом признало руководство города — самым красивым. По ярмарке ручных изделий прогуливались Римма Маркова, Людмила Зайцева, Алексей Панин, Валерий Золотухин и другие гости фестиваля. А юристы, политтехнологи и кинематографисты приехали в Смоленск не только кино смотреть, но и восстанавливать прокатное пространство бывшего Союза.

Термин «постсоветское кино» не кажется абстрактным, когда российская актриса Алла Клюка получает на фестивале приз за лучшую женскую роль в белорусском фильме «Прикованный», а грузинский актер Автандил Махарадзе — за лучшую мужскую роль в российско-азербайджанской картине «Национальная бомба», взорвавшей минувшим летом Московский кинофестиваль.

Чувство страха не знает государственных границ. «Я шел ночью по улице и, в отличие от других городов, не чувствовал страха», — рассказывает о Смоленске член жюри режиссер и сценарист Ираклий Квирикадзе. Прекрасное дается только свободным от страха — в этом убежден режиссер из Кыргызстана Эрнест Абдыжапаров, чья картина «Сельская управа» получила приз за режиссуру. «Я до этого снимал авторские короткометражные фильмы, и у меня не было зрителей, — говорит Абдыжапаров. — Когда получил полный метр, решил быть простым и понятным. Ведь люди, снимающие кино, ответственны за тех, кто это кино смотрит».

Азербайджанский режиссер Вагиф Мустафаев тоже поверил в смоленский форум — и привез нашумевшую «Национальную бомбу». Фильм получил Гран-при. Приз зрительских симпатий достался российской картине Андрея Прошкина про тинейджеров — «Игры мотыльков».

...На вопрос, чего смоленский зритель ждет от кино, студентка Института физкультуры, будущий тренер по таэквандо отвечает: «Чего-нибудь замороченного». Что в переводе означает — непростого и скандального.

Без скандала новорожденный фестиваль не обошелся. Его спровоцировало туркменское кино. Туркменского кино вообще как бы нет, и в конкурсной программе фестиваля оно не значилось. Да и режиссеры из Туркмении поразъехались. А туркменские фильмы с «Мосфильма» кто-то вывез.

Но вот на фестивале в Смоленске вне конкурса, на ночном спецпоказе — картина «Охламон» туркменского режиссера Эдуарда Реджепова, снятая аж в 1995 году при участии Фонда Ролана Быкова. В зале было на удивление много смолян, и фильм признали одним из лучших на фестивале. Его повторяли — по многочисленным просьбам. Это фильм о жизни туркменской провинции, из которой солдат отправляют в Афганистан, с участием Валерия Золотухина, Семена Фарады, Панкратова-Черного, скорее смешной, чем грустный. Невозможно отделаться от ощущения, что когда-то и где-то подобное уже было.

Фильм Владимира Машкова «Папа» по пьесе Галича «Матросская Тишина» открывал фестиваль. В 1968 году в Новосибирске на фестивале КСП Галичу запретили выступать — из-за посвящения Пастернаку, и он пел неофициально — ночью при полном зале. Реджепова никто не запрещал, но люди в зале все равно сидели словно заговорщики, недоумевая, как это с бюджетом в 120 тысяч долларов можно умудриться показать настоящую войну и натурально угробить военный вертолет…

В Ашхабаде фильм окупился за месяц. «Я как-то спросил мальчика, уходящего с середины картины, — вспоминает Реджепов, — «Ты почему уходишь?». А он мне: «Дядя, я этот фильм семь раз смотрел, приду через 33 минуты, когда будут собачьи бои».

 

 

КОГДА ВКЛЮЧИЛИ СВЕТ

 

Председатель жюри, продюсер фестиваля «Новое кино. XXI век» Владилен АРСЕНЬЕВ:

— Мне как продюсеру нравятся фестивали в небольших городах, где можно напрямую поговорить с тем, кто тебя интересует. Меня заинтересовали режиссеры Александр Василаке, Олег Фиалко, Эдуард Реджепов. Фильм «Охламон» будет показан по телевидению.

 

Член жюри, режиссер и сценарист Ираклий КВИРИКАДЗЕ:

— Такие фестивали нужны всегда и везде. От этого что-то оживает, начинается движение. Я помню, как был потрясен, увидев в Москве живого Жерара Филипа с французскими актрисами. Это привело к тому, что я сам стал человеком кино.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera