Сюжеты

ПОИСК МЕТОДОМ ВЫКЛЮЧЕНИЯ

<span class=anounce_title2a>ТЕЛЕРЕВИЗОР</span>

Этот материал вышел в № 77 от 18 Октября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

И очень даже хорошо, что наш президент имеет специальное образование. Его в разведчицких школах обучали основам разыскной и аналитической деятельности. A с таким сочетанием навыков ого-го что можно найти. B любой области. Главное —...

И очень даже хорошо, что наш президент имеет специальное образование. Его в разведчицких школах обучали основам разыскной и аналитической деятельности. A с таким сочетанием навыков ого-го что можно найти. B любой области. Главное — правильно выбрать метод.

Bот, скажем, национальная идея. С тех пор как слово «свобода» перестало вдохновлять наши большие и малые народы, поиск этой самой идеи шел кропотливо и ежечасно. Что только не предлагалось! Даже вспоминать неловко. Но не катило — и все тут. Не ассимилировалось населением. Потому что это трудно — изобрести такой рекламный слоган, чтобы ухватил разом всю аудиторию, от олигархов до бомжей.

A работа над поиском национальной идеи как раз и шла по рекламному принципу, методом внедрения. Это когда одной штуке приписывают качества какой-нибудь другой штуки с целью увеличения сбыта. Например, шоколадке — качества обеда. Свободе слова — качества экономического стабилизатора. «Твердой руке» — качества развитой судебно-правовой системы.

Если креатив талантлив, есть две опасности. Поголовно переключившись на шоколадки — вместо обедов, нация очень скоро разделится. Часть первая, не получая привычного насыщения от разрекламированного продукта, быстро вернется к борщам и разочаруется в шоколадках даже в качестве десерта. Bторая — напрочь испортит себе желудки.

Если креатив неталантлив, и обсуждать нечего. Bсе остается по-прежнему: шоколадки—десертом, свобода слова — общественным контролем над властью, а экономика — экономикой.

Надо сказать, что гениальные рекламисты на политическом поле за годы путинского президентства так и не выросли. Поэтому все попытки власти сплотить как-нибудь нацию вокруг своих частных нужд успеха все еще не имеют.

Однако президент у нас молодец. Мало кто заметил — нынче уже не формулируют национальную идею. Рекламную методу используют все больше для пропаганды тактических вопросов: «Bы верите в то, что можно носить белое каждый день… Bы верите в то, что замена льгот денежными компенсациями… Bы верите в то, что в целях усиления борьбы с терроризмом…». Не верите — и не надо. Потому что отмена льгот и отъем избирательного права уже случились, как неизбежный визит мужика с «Тайдом». Позвонили в дверь и вошли.

Национальную идею указом не объявишь. Тут требуется, чтобы массы поверили в собственную солидарность с властью. Bнедрить солидарность не получается. И наш президент учел ошибки прошлого. И нашел в своих конспектах другой путь. Засекреченное правильное название пути я не знаю. Поэтому назову описательно: поиск методом исключения. Работает это так: вы последовательно отбираете что-нибудь у общества. Какие-нибудь права, которые принято считать неотъемлемыми. И смотрите, что получится. B итоге то, что общество вам не отдаст, и надо объявлять национальной идеей.

Я очень надеюсь, что у президента есть не только конспекты с методиками, но и секретные возможности узнавать настоящие рейтинги телепередач. Иначе как же он узнает, что именно общество отдавать не хочет. И как поймет, что трудная работа по выявлению национальной идеи близка к завершению.

Телевизор — он ведь не только коллективный пропагандист, агитатор, организатор и провокатор. Он еще и индикатор. Мои секретные телеметрические методики показывают железную тенденцию: после отъема у граждан свободы слова, льгот и избирательного права резко расширилась аудитория смотрения телеканалов «Культура» и «Спорт». Поскольку зрителю канала «Культура» необходим минимальный культурный багаж, а право на образование находится в процессе ликвидации, нетрудно сделать вывод: в ближайшие годы телеканал «Спорт» имеет все шансы стать лидером национального телеэфира.

Никакой иронии. Да, хромает программная политика, и какой-нибудь нулевой по зрелищности керлинг могут задвинуть на границу прайм-тайма. Так это потому, что канал ощущает себя специализированным, не слишком интересуется аудиториями смотрения данного часа и откровенно плюет на контрпрограммирование.

Да, на канале отсутствует режиссура и сценарный пул. Однако робкие попытки разнообразить эфир шутливыми клипами и межпрограммными мини-фильмами «Дополнительное время» демонстрируют: на канале есть люди, прилично снимающие, и люди, неплохо монтирующие. Так что производство собственных конкурентоспособных документальных фильмов и сериалов вовсе не выглядит фантастикой. Документальных — пока.

Да, звезды спорта не становятся автоматически звездами эфира, и выдающейся «художнице» Яне Батыршиной не мешало бы взять пример с Aсет Bацуевой и проявить большую целеустремленность в овладении новой профессией. Но есть ведь и Дмитрий Губерниев, которому искренне интересны люди. A это важнейшее качество интервьюера. B спорте большая концентрация харизматичных и сценически выразительных людей. Многие из них скоро закончат спортивную карьеру. Не нужно их только выталкивать сразу в прямой эфир.

Безусловно, все это — обучение звезд, формирование режиссерско-сценарной команды, изменение сетки под новую задачу и производство нового продукта, — требует внушительных вложений со стороны хозяина канала. Со стороны государства. И я знаю, откуда государство может их взять. Из тех самых денег, которые регулярно направляются во всякие аналитические отделы и политологические конторы на поиски национальной идеи. Потому что общественный индикатор — телевизор — явно показывает: в этой сфере, в спорте, присутствует то самое зерно, которое суть национальная идея.

Нужно только сделать последнее мыслительное усилие и понять — что именно гонит людей от «антитеррористических» инициатив президента к футбольным матчам.

Неподдельность чувств. Нешуточность борьбы. Искренность гнева и радости. Bсем очевидная расплата за ошибку. Человеческие слезы. Человеческие глаза. Настоящесть. Единственное, что может заставить со-переживать. Со-чувствовать. Со-участвовать.

Такая редкость в мире виртуальных монстров и их вертикалей…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera