Сюжеты

Светлана ВРАГОВА: КУЛЬТУРА, К СЧАСТЬЮ, ПОБЕДИЛА ИСКУССТВО

<span class=anounce_title2a>ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ</span>

Этот материал вышел в № 78 от 21 Октября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Культура

Уже 10 лет подряд я езжу на фестиваль «БИТЕФ» в разных качествах — руководителя постановки театра-участника, члена жюри или просто гостя фестиваля. Для тех, кто не знает: BITEF — знаменитый театральный фестиваль, проходящий в Белграде уже...

Уже 10 лет подряд я езжу на фестиваль «БИТЕФ» в разных качествах — руководителя постановки театра-участника, члена жюри или просто гостя фестиваля. Для тех, кто не знает: BITEF — знаменитый театральный фестиваль, проходящий в Белграде уже 38 лет, один из самых известных в Европе, фестиваль авангардный. Много лет им руководит легендарный директор Йован Чирилов, принявший управление после смерти основателя фестиваля Миры Троилович.

Личность Чирилова вызывает глубокое уважение: несмотря на политическую и экономическую нестабильность в стране, он поднял «БИТЕФ» на очень серьезную творческую высоту. Йована знали и знают все режиссеры мирового уровня — Джорджо Стрелер, Анатолий Эфрос, Олег Ефремов, Питер Брук, Юрий Любимов… Все легендарные личности театра неизменно считали за честь приехать на «БИТЕФ».

Даже когда бомбили Белград и было наложено эмбарго на торговые связи с Югославией, никто не отказывался от участия в фестивале.

Я хочу рассказать о том, как русские театры перестали завоевывать призовые места на «БИТЕФе» и почему начали завоевывать их снова.

В советские времена Гран-при, главный приз, доставался спектаклям Товстоногова, Додина, Някрошюса, Эфроса. С развалом СССР и распадом Югославии к России стали относиться как к стране, впавшей в культурное разорение. Многое в отношении мира к нам стало выглядеть странно, но справедливо. Члены жюри присуждали нашим спектаклям спецпризы — такую награду получили «Гроза» Генриэтты Яновской, «Превращение» Валерия Фокина, «К.И. из «Преступления» Камы Гинкаса. Спецприз — совсем не оскорбление, но не главная награда… Мне было чрезвычайно грустно.

На «БИТЕФе» стала царствовать «новая драма», захлестнувшая Европу и весь мир после самоубийства знаменитой Сары Кейн, сумевшей оказать огромное влияние на современный театр. Мода на «новую драму» возникла как реакция на ощущение тупика в культуре и депрессии в обществе.

Надо различать два театра — театр как явление искусства и театр как явление культуры.

Театр как культура — это глубочайший анализ ситуации, труднейший анализ состояния мира, состояния человечества, предвидение и предчувствие. Это всегда пророчество. Театр как искусство — констатация факта сегодняшнего неблагополучия отдельно взятой личности, и только! Личность не понимают, не признают ее социальных свобод, сексуальной ориентации, политической позиции — и она бунтует. Вся «новая драма» — об этом.

Театр Сары Кейн и ее последователей — это театр скорее искусства, чем культуры. Театр во всем мире стал отступать от культуры — значительно более высокой и сложносочиненной субстанции, чем искусство.

Первое, что я увидела на «БИТЕФе»-2004, были «Очищенные» Кшиштофа Варликовского по пьесе Сары Кейн в постановке вроцлавского театра «Вспулчесны». Посмотрела и подумала: это и будет призер согласно актуальной сегодня в театре «матрице».

Но я, как и все, ждала «Войну и мир» «Мастерской Петра Фоменко». Все мои ожидания были связаны с присутствием на «БИТЕФе» спектакля этого великого мастера. Как произойдет столкновение культуры и искусства? Вот что было для меня важно.

После «Очищенных» шли «Ромео и Джульетта» литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. Спектакль стал для меня приятным сюрпризом — невероятно, но в стане относительно молодых (Оскарасу около 35) появился режиссер, увидевший вокруг себя не распад, а что-то другое. После того как гибнут Тибальд и Ромео, уже мертвыми они пожимают друг другу руки в знак примирения за пределами земной жизни. Этот знак гуманизма, вернувшийся на «БИТЕФ», был очень важен — ведь он был когда-то, потом пропал и вот снова возник. Думаю, что театр Коршуноваса — это наше оптимистичное завтра.

Все ждали мюнхенского спектакля «Анатомия Тита. Падение Рима» Хайнера Мюллера — немцы часто получают призы на «БИТЕФе». Все ждали следующей удачи, но это было сплошное разочарование. Критики вдруг стали писать, что изучение распада, копошение в нем, подростковый бунт против всех — все это устарело, надоело. Что скажет режиссура про завтрашний день? Все ждали этого.

Наконец наступает время «Войны и мира». Все страшно волновались, потому что спектакль интеллектуальный, без бунта и разрыва одежд на себе, в нем много юмора. Когда же он закончился, таких оваций я не слышала нигде.

Всех потрясла культура. Потрясло то, что русский театр не отправился маршем по театральным задворкам запоздало ставить то, что Европа ставила вчера. Все встали, и было непонятно: то ли это прощание с культурой, то ли встреча с ней. Всем стало ясно, что равного этому спектаклю в программе уже нет.

Финальную точку поставил «Сталинградской битвой» Резо Габриадзе. В спектакле есть монолог муравья, озвученный Лией Ахеджаковой. Муравей разговаривает со своей погибшей дочерью, муравьишкой: «Доченька моя, ты просила сахар. Вот он. Все говорят: сколько погибло людей, сколько уничтожено танков. Но никто не говорит, сколько погибло нас».

«БИТЕФ» — авангардный фестиваль, в нем всегда побеждали спектакли радикальные, острые. Вот и в этом году с одной стороны — со стороны театра искусства — были «Очищенные» Кшиштофа Варликовского по Саре Кейн, «4.33» албанского режиссера Альфреда Требички по ее же пьесе, «Анатомия Тита» Хайнера Мюллера. С другой стороны, со стороны театра культуры, — «Сталинградская битва» Резо Габриадзе, «Ромео и Джульетта» Коршуноваса, «Война и мир» Фоменко.

Некоторые газеты пишут, что русский театр вытесняется с фестивалей, так или иначе изгоняется из призеров. Но вот слава тебе господи, что это не так. Мне кажется, что культурный прорыв брезжит, но только в том случае, если мы не будем маршировать по задворкам.

И победили Толстой и Шекспир. Гран-при присвоен «Войне и миру» в постановке Петра Фоменко и «Ромео и Джульетте» Оскараса Коршуноваса. Специальный приз и награду зрителей получил спектакль «Сталинградская битва» Резо Габриадзе. На нынешнем «БИТЕФе» победила культура.

 

СПРАВКА «НОВОЙ»

Светлана Александровна ВРАГОВА — театральный режиссер, художественный руководитель московского театра «Модерн» (http://www.modern-theatre.ru), который вырос из основанного ею в 1987-м экспериментального театра-студии «На Спартаковской площади».

Театр открылся легендарным сегодня спектаклем «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской (в главной роли — Оксана Мысина). Другие спектакли Враговой: «Ищет встречи!», «Расплюевские веселые дни», «Видео: Бокс: Пуля...», «Катерина Ивановна», «Счастливое событие», «Священный огонь», «Петля».

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera