Сюжеты

ЭКСПРЕССИОНИЗМ ОТ СЛОВА «ПРЕСС»

<span class=anounce_title2a>СЕКТОР ГЛАЗА</span>

Этот материал вышел в № 82 от 04 Ноября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Политика

Галерея, сделавшая себе имя на андеграундных художниках-шестидесятниках, в последнее время стала оглядываться на Запад. Вслед за фотовыставками таких мировых людей, как Мэрилин Монро, Джордж Баланчин и Лени Рифеншталь, кураторы потянулись...

Галерея, сделавшая себе имя на андеграундных художниках-шестидесятниках, в последнее время стала оглядываться на Запад. Вслед за фотовыставками таких мировых людей, как Мэрилин Монро, Джордж Баланчин и Лени Рифеншталь, кураторы потянулись к новейшему западному искусству. В начале осени в Музей современной истории России привозили «Вечные игры» эксцентричной американки Лизы Лидо — инсталляции из раскрашенных манекенов, сгруппированных то в сюжете на остроактуальную экологическую тему, то в феминистской версии «Тайной вечери», то на гигантской шахматной доске.

 

Выставка «Русский экспрессионизм», открывшаяся по домашнему адресу галереи, радует не только контрастом с творчеством заигравшейся феминистки. Экспозицию, где собрались мастера — Александр Древин, Артур Фонвизин, Анатолий Зверев, — хочется расценивать как обращение к истокам живописного нонконформизма, проверенного временем.

Под заголовком «Русский экспрессионизм», не вписанным в академическое искусствоведение, представлены 60 работ трех художников, чьи имена непривычно упоминать через запятую. В силу понятных исторических причин в хронике русского искусства прошлого века зияют прорехи, а ищущие новизны галеристы и музейщики время от времени пытаются их залатать переводными картинками вроде свеженайденного русского сюрреализма.

В «Доме Нащокина» решили, что русский экспрессионизм — явление скорее биографическое, чем эстетическое. Что воздушные акварели Фонвизина, отчаянный трагизм древинских пейзажей и смешанную технику (на палитре, за которую художник иногда брался ногами, с маслом примешивались земля, зола, свекла) виртуозных зверевских портретов объединяет «безудержная экспрессия». А самих художников — «творческая независимость в условиях тоталитарного режима».

Александра Древина, профессора ВХУТЕМАСа, работавшего с Клуцисом в обществе «Прометей», расстреляли в 1937-м. Артур Фонвизин, участник выставок «Золотого руна» и «Бубнового валета», дожил до 1973 года: обвиненный в формализме и сосланный в 30-х в Казахстан, долгие годы считался салонным художником, закрытым для современников. А вся жизнь легендарного бомжа русского андеграунда и любимца галереи Анатолия Зверева — пример юродивого гения, спившегося под гнетом режима.

Получается убедительно: советский экспрессионизм был самым экспрессивным в мире, потому что за него ссылали, сажали и расстреливали. А недостающие стилистические рифмы, которые ищешь за грубой геометрией сломанных судеб, обнаруживаются в разноцветных стенах гостеприимного особняка в Воротниковском переулке.

 

Воротниковский пер., д.12, до 14 ноября.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera