Сюжеты

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК В КВАДРАТЕ

<span class=anounce_title2a>НАГРАДНОЙ ОТДЕЛ</span>

Этот материал вышел в № 84 от 15 Ноября 2004 г.
ЧитатьЧитать номер
Общество

«Ну сейчас, скоро начнется… Извините за техническую задержку, шоу «Ураган» — буквально через пару минут…» — издевательский перформанс Викентия Нилина, состоявший из нагнетания обещаний, действовал на нервы весь вечер. О том, кто станет...

«Ну сейчас, скоро начнется… Извините за техническую задержку, шоу «Ураган» — буквально через пару минут…» — издевательский перформанс Викентия Нилина, состоявший из нагнетания обещаний, действовал на нервы весь вечер. О том, кто станет первым лауреатом премии «Черный квадрат», с неподдельным волнением шептались не только номинанты: кроме обещания персональной экспозиции на следующей «Арт-Москве», победителю достались вполне ощутимые 5000 от учредителей одноименного фонда и строительной компании «МИАН».

В этом году «Мастерская Арт-Москва», некоммерческий смотр отличившихся на главной художественной ярмарке, перебралась с весны на осень и обзавелась интригой — изобретением первой национальной премии в области современного искусства.

 

Председатель жюри Екатерина Деготь открыла смотр словами о том, что настало время не искать критерии отличия плохого искусства от хорошего, а радоваться тому, что каждый из выбранных для участия в «Мастерской» художник (освобожденный на этот раз от покровительства галереи) представил достойный проект.

Достоинств оказалось в избытке: поролоновые голуби Сергея Шеховцева (минувшим летом представлявшего Россию на биеннале в Сан-Пауло) и дизайнерский пейзаж из веревок с проводами и башнями электропередач (Стасюнас Витаустас), обаятельно бесполезная инструкция по созданию видеоарта «Play» еще не замеченного в столице самарского художника Владимира Логутова, абстрактные обтекаемые «Жуки» уставшего от радикальных жестов Анатолия Осмоловского, остроумный секонд-хенд с лирическими цитатами на платьях от петербурженки Глюкли, митьки Флоренские с подводной лодкой.

В соревновании аттракционов веселых и находчивых неожиданно проклюнулась хрестоматийная сквозная тема — маленький человек под немигающим оком государственного контроля. Группа «Escape» (чья тонкая, эстетская работа «Квартет» взяла приз на прошлогодней «Мастерской») наглядно повесила лайтбоксы, где голый человек с палитрой прижат к ногтю, и тревожно-пафосный текст — о праве на личную свободу в постиндустриальной пустыне и творчестве в условиях «борьбы за близость к власти».

Многие художники минимизировались без слов. Мария Сумнина с помощью фотоколлажа рассказывает, что стала размером с Барби, когда переехала в Нью-Йорк — подавленная масштабом мегаполиса, панически боялась выходить из дома — разве что к психотерапевту за таблетками. Юлия Слонова ищет (и находит!) вещдоки медицинского эксперимента — как в недрах КГБ для укрепления разведки вывели «очень маленьких людей». После таких мистификаций сразу тянет подержаться за деревянный «Рычаг власти» Максима Русакова, приводящий в действие ряды богородских игрушек — медведей с колотушками.

Любителей игры в художественные прятки побеждают те, кто умеет рисовать, — большой человек и отличный художник Константин Батынков или Дмитрий Гутов, переехавший в ЦДХ со своей собственной мастерской и всю неделю трудившийся перед холстом не покладая кисти.

Гран-при дали Давиду Тер-Оганьяну, сыну опального мастера топора Авдея Тер-Оганьяна — уже восьмой год томящегося в политэмиграции после скандально знаменитой акции с рубкой софринских икон. Впечатление, что Давид получил «за папу» и фамильную выслугу лет, — поверхностно. В конкурсном проекте «Операция» жюри усмотрело злободневное и полемическое высказывание о сущности искусства. Абстракции Тер-Оганьяна-младшего, заставляющие оживить в памяти всю тему — от Кандинского до Злотникова — и в то же время бьющие по глазам недвусмысленным сходством с планом спецоперации на карте местности, — «пятерочный» пример соответствия требованиям рынка и критериям «актуальности».

Внятность и читаемость, пламенный привет русскому авангарду и владение новейшими технологиями (компьютерные принты), озобоченность терроризмом и ирония над теориями заговора — все это «на пятерку» ответил двадцатитрехлетний художник, чьи выставки (к примеру, показанная недавно на «Арт-стрелке» фотосерия людей, спящих в метро) и так были замечены в этом году.

А можно ли всерьез считать национальной премию, присуждаемую пятью арт-критиками, среди номинатов которой не замечены такие герои современного арт-рынка, как Олег Кулик или Виноградов с Дубосарским, — жизнь покажет. Зато теперь наряду с Госпремий, расставляющей каждый год по местам таланты государственного масштаба, и учрежденным галереей «Ковчег» «Мастером», которым отмечают качество художественное, появилась награда, поощряющая искусство за оперативность реакции, остроумие и чуткость к прогнозам рыночного и общественного климата, короче, за современность.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera